Художник книги Ильин

Меня не поразили графические достоинства первых обложек книг издательства «Вопросы труда», отпечатанные типографией Нижполиграфа. И вместе с тем меня эти обложки волновали. Нельзя было не любоваться этой работой, которая в какой-то степени в культурном отношении поднималась выше того, что встречалось в других издательствах. Работа Нижполиграфа носила на себе следы чьей-то культурной направляющей воли. Она обращала на себя внимание, несмотря на то, что мы в то время увлекались и более интересными в графическо-художественном отношении мастерами книги. И всё же их работы в исполнительскую культуру ничего нового не вносили, а Нижполиграф вносил.

Обращали на себя внимание культурная, стильная, имеющая своё лицо вёрстка изданий, прекрасная печать текста и обложек, очень хорошие, любовно выполненные цельнобумажные переплёты. С удовольствием брал в руки брошюры, книги — они носили на себе отпечаток любовного отношения к своему ремеслу. Мастер Нижполиграфа не делал события в области книжной графики, но он сделал событие в нашей издательской жизни. Значение этого обстоятельства заключалось в том, что независимо от нашей воли оно засавляло нас в нашей практической работе подтягиваться под «эталоны» Нижполиграфа. За ним была инициатива.

Позже я узнал мастера книги Нижполиграфа — Николая Васильевича Ильина. Он в моих глазах решил задачу, равную подвигу. Он создал типографию, работающую слаженно, в одном стиле, маркой которой было качество работы. Нетрудно представить себе, какая потребовалась для этого сила воли, сколько кропотливой работы, ясного представления о задачах наших, сколько исключительной любви к своему делу. 

Характер этой работы Ильина вошёл составной частью в стиль его последующей деятельности. То, что выходит из рук Николая Васильевича, всегда, в меньшей мере, качественно с точки зрения глубокого понимания исполнительской культуры. 

Я не отождествляю техническое и художественное качество, но вместе с тем специфика искусства книги заключаются в том, что оба эти качества находятся в прямой зависимости одно от другого. Ильин это понимает лучше, чем многие другие мастера книги. Вот, например, его наборные рамки на обложках. Художник сознательно использует все эффекты, которые даёт графическая линейка. Она у него «работает», «играет» и цветом, и масштабом, и контрастом взаимообразного решения. Это обстоятельство в наших условиях также очень важный показатель уровня мастерства художника. Можно сказать, что в этом случае у него строка шрифта «рассказывает» об оформляемом им произведении. 

Необходимо отметить большую, систематическую работу Ильина над графическим приёмом силуэта. Николай Васильевич создал много интересных работ в этой области.

В творческих исканиях Ильина есть немало спорных решений, однако было бы по меньшей мере странно, если бы их не было у художника, который ставит перед собой такие широкие, разносторонние задачи.