Об инициальных элементах в оформлении печатной продукции (консультация для журнала «Полиграфия»)

Название «инициал» происходит от латитнского слова INITIALIS — начальный.

При внешнем оформлении печатной продукции широко используется приём выделения в тексте первой буквы начального текста, в большинстве случаев открывающего или разделяющего на части печатное произведение. 

Введение инициалов в начало или в канву текста имеет давнюю, более чем 1500-летнюю историю. В начале своего развитя этот приём использовался не только как элемент, определяющий начало или разделение на части текста.

Наша современная пунктуация как система разделения текста явилась результатом развития более позднего времени. Первоначальная форма членения текста была в основном инициальной формой. Сама оформительская структура текста в своих первоначальных формах имела в большей части вид слитных, безраздельно примыкающих друг к другу слов или появившихся в дальнейшем сочетаний слов с пробелами между ними или точкой после каждого слова, имеющей значение пробела. 

Дальнейшее совершенствование системы внешнего оформления текста привело к необходимости помимо деления его на слова делить целые группы слов на фразы. В этом случае возникали выделительные буквицы внутри текста, обозначавшие начало фразы и игравшие ту же роль, какую в наше время играют абзацы.

Последующее развитите этого оформительского приёма привело к применению инициалов большей или меньшей величины, разного цвета, что в свою очередь способствовало ещё большей дифференциации текста по его смысловой значимости.

Таким образом, можно между прочим сделать вывод, что инициал, являясь оформительким приёмом начальных частей текста, в случае нужды может быть использован и для внутреннего членения текста, особенно в случае необходимости усиления декоративного характера внешнего оформления (например, в акцидентных работах).

Так в общих чертах представляется нам зарождение этого оформительского приёма.

Дальнейшее историческое развитие приёма инициального оформления текста и его форм, явило нам пример безграничной широты творческой фантазии и, не являясь темой данной консультации, может быть систематизировано и классифицировано в специальной работе. Тем не менее, как не велико разнообразие инициальных форм, мы можем сделать чисто практические выводы и дать советы. 

Решение оформительских задач неразрывно связано с решением эстетических задач. Они могут быть и элементарно простыми и необычайно сложными (образно-изобразительные инициалы, играющие роль небольших иллюстраций к тексту).

Трудно представить себе, чтоб наше понимание «эстетического» явления могло быть связано с каким-либо проявлением «бессистемности», «беспорядка», «хаоса» в нашем обычном понимании. Наоборот. Эстетическое начало предполагает установление какого-либо порядка, закономерности, опрятности, чистоты.

В нашей практике внешнего оформления мы часто сталкиваемся с таким представлением относительно этого порядка, закономерности, которое весь порядок сочетания элементов оформления сводит главным образом к симметрическому, элементарно геометрическому , в то время как порядок может быть и ассиметрическим и очень сложным в ритмическом отношении и т.д.

Широкое понимание эстетического порядка, методов композиционного построения имеет в нашей практике тот смысл, что мы в наших изданиях благодаря такому пониманию сумеем расширить недостаточно разнообразные приёмы оформления инициальных элементов. К сожалению многие наши издательские и полиграфические работники недостаточно знакомятся с классическими и современными образцами применения инициалов.

Не только сами инициалы обрели необычайно широкое разнообразие форм, но и их расположение относительно текста также крайне разнообразно.

Хотелось бы обратить внимание на специальную группу инициалов акцидентных.

Такие инициалы могут быть исполнены в любом наборном цехе. Этот приём даёт широкие возможности для проявления художественной инициативы наших наборщиков-акцидентов. Предлагая вниманию читателей ознакомиться с богатыми по разнообразию формами инициального приёма оформления, мы должны специально оговорить, что этот приём не изолирован от других элементов оформления. Он в стилистическом отношении должен быть связан и с заставками, концовками, характером титульных разделов, обложки и т.д.

При выполнении эскизов инициалов нужно исходить из общего художественного замысла оформления всего издания в целом. Инициал неразрывно связан со словом, которое он начинает. Вместе с тем в нашей практике это правило чаще всего, к сожалению, нарушается. Это происходит потому, что технические редакторы, художественные редакторы, наборщики, верстальщики, корректоры часто не придают должного значения этому элементу оформления, в отдельных случаях возможно вследствие недостатка профессионального развития, но чаще всего — вследствие некоторых сложностей технического характера.

Недостаток, на который мы обращаем внимание, широко распространён и заключается в отрыве инициала от своего слова, что приводит во многих случаях к искажению смысла. Ябеда — Я беда, огород — о город и т.п. Эти технические сложности различны в зависимости от вида печати. Так например, технология офсета, глубокой печати, литография предполагает возможность монтажа плёнки, переводного плюра, и следовательно инициалы могут быть вплотную подогнаны к своему слову, хотя желательно, чтобы эта подгонка была произведена ещё в процессе набора текста. Иное дело сложности, возникающие при подготовке форм для высокой печати. Эти слолжности различны для наборных инициалов и для клишированных. 

К сожалению наши наборные цеха не располагают в данный момент специальным ассортиментом наборных инициалов, у которых все четыре стороны литеры не имеют заплечиков и стенки литеры максимально приближены к очку буквы, а некоторые элементы, как например Г, Р, Т, У имеют свисающие края, выходящие за пределы литеры. 

Однако, при использовании в качестве инициалов обычных наборных литер, не всегда используются даже те возможности подгонки, которые у них имеются. Независимо от того равняется инициал с верхней линией наборной строки, с её серединой или с нижней линией буквы Е, И, Н, П, Ш, С, Я, К, Ж, В, Б, З могут быть вплотную или почти вплотную подогнаны к своему слову. Буквы Г, Т, Р, У свободно подгоняются по верхней линии шрифта, А, Л, М, Д, Ц, Щ свободно подгоняются по нижней линии шрифта, О, Ю,Э, Ф по средней линии.

Значит ли это, что инициалы следует выключать по-разному, в зависимости от того, как легче подогнать к слову? Нет, не значит. Для сохранения единства внешнего оформления во всём издании следует делать единообразную выключку инициалов или по верху, или по середине или по низу линии шрифта.

Нам известны случаи, когда издатели и полиграфисты, работая над оформлением некоторых особо ответственных художественных изданий, стремясь к максимальной тщательности технического исполнения, идут на материальные жертвы и разрешают наборщикам удалять на литере те места у буквТ, Г, Р, У или у круглых букв , которые мешают подгонке литеры к слову. Мы не являемся сторонниками этого способа по вполне понятным причинам. Мы считаем целесообразным создание специальных инициальных литер для набора, хотя бы для наиболее ходовых шрифтов. Очко вышеуказанных литер , затрудняющих подгонку, должно иметь свисание за стенки литеры. 

Большое распространение в наших изданиях получили рисованые инициалы, выполняемые цинкографским способом. В подавляющем большинстве эти инициалы рассчитаны на воспроизведение в технике штриха и часто допускают поэтому наколотку клише не только за пределами изображения, но и в его пределах. Поэтому, во-первых совершенно необязательно изготовление фацетов с четырёх сторон клише, совершенно возможно в большинстве случаев правую вертикальную сторону клише делать без фацета и наколачивать вплотную к краю доски.

Однако наиболее универсальным нам представляется способ крепления клише инициалов путём напайки на чарнговую подставку, что даёт возможность приблизить рисунок клише с четырёх сторон непосредственно к стенкам подставки. И в первом и во втором случаях должны быть выпилены куски клише и подставки, мешающие рисунку инициала встать вплотную к слову.

Желательно, чтобы художник при изготовлении рисунков инициалов, оригиналов для воспроизведения по возможности учитывал эти сложности и находил решение, помогающее избежать эти технические трудности. 

Наши предложения и советы касались главным образом тех инициальных форм, которые в силу своего композиционного расположения допускают возможность прямого приближения инициала к своему слову. Но существуют композиционные решения инициалов, когда они заключены внутрь или сюжетного или декоративного обрамления или внутри декоративной рамки. Такие инициалы должны вплотную примыкать к слову своим обрамлением. В этом случае возникает вопрос — как ровнять со строкой инициальную букву, заключённую внутри обрамления. Нам представляется , что равнение со строкой верха или низа обрамления создаёт при данном композиционном решении впечатление то «упавшего» инициала, то «подскочившего». 

Нам кажется более правильным связывать горизонтальные линии верха, низа или середины инициала с горизонтальными линиями наборной строки. 

Мы обращаем внимание читателей консультации на примеры, имевшие место в истории развития инициальных форм, в которых, в целях возможно большего сближения инициала со словом, в целях подчёркивания этого обстоятельства, буквы в слове, примыкающем к инициалу, набирали прописными буквами или капителью.

К сожалению во многих как наших, так и зарубежных изданиях такая задача возможно большего сближения инициала с его словом не ставится. 

В этих рапространённых примерах инициал отрывается от своего слова и последующие строки не подчёркивают взамосвязи инициала с начальным словом первой строки. Мы полагаем более правильной нижеприводимую выключку строк, прилегающих к инициалу, которая с нашей точки зрения этот недостаток устраняет.

Само собой разумеется, что подлинно творческое отношение к задачам внешнего оформления может породить и новые вопросы, не освещённые в данной консультации.

Статья напечатана по автографу С.Б.Телингатера