Займите своё место!

Суть не в том, какой избран технический материал для творческой работы, суть в том, как этот материал оформлен. Это бесспорно и в отношении типографского материала, который не так уж туго поддается этому оформлению.

Однако кой-кто спорит.

Люди, которые желают быть нарочно «слепыми»! Откройте ваши искусственно прищуренные глаза, серьезно, не поверхностно, ознакомьтесь с работой ряда предприятий над творческим оформлением типографского материала (Нижполиграф, Мосполиграф «Красная Пресня», 1 Образцовая в Москве, Харьков и т.д.).
Эффект будет разительный для вас же самих!

Другие «объективные критики», набравшись духу, решают всю проблему «чрезвычайно ясно» и «просто».
— Мы имеем 20 — летний опыт и за этот период работы...у нас хуже этого не было" — а потому это эксперимент и ...не более (!) «Пути этому нет».
Дорогие товарищи! Желаете ходить в «лаптях»? — Будьте настолько любезны!

А вот подходец и «крупнее масштабом».

Некто, посмотрев на вас поверх пенсне, говорит, «делая умное лицо»: «Конечно, типографский материал может быть творчески оформлен, но художественная значимость его невелика. Ну, разве можно сравнивать результат этой работы с результатом (в этом месте «умное лицо» снисходительно кладет руку на моё плечо), с результатом работы, не говорю уж надстанковой живописью, но даже с результатом работы ксилографии, работы с пером, работы ..."
Снимаю с плеча руку этого товарища.

— Что лучше, автомобиль или аэроплан? — спрашиваю его.

Он говорит, что я несерьезен и уходит с достоинством шекспировского Мальволио.
Товарищ Мальволио! Не делайте «умное лицо», а то я рассмеюсь.

Сравнивайте несравнимое! Сравнивайте какое-либо достоинство вещи, явления вне зависимости от связи их с конкретным применением.
А если вас «умное лицо» в пенсне попросит указать «пути улучшения книги» путем применения в книге станковых картин (выполненных из «наивысочайшего» и «наигибчайшего» по художественному качеству материала) вы, пожалуй, обидитесь, скажете, что вам «навязывают» — глупость, скажете, что я занимаюсь демагогией?..

Как будто серьезней, когда люди грамотные, «авторитетные», рассматривая творческую вещь, выполненную типографским материалом, переведут разговор в плоскость «насилия» над материалом.

Таким ответ один:
— Вам и карты в руки! Но именно поэтому, кому, кроме вас известно, что суть не в техническом материале, а в его оформлении, разве не вы серьезно работаете спичкой(особый способ рисования) ?

Категорию же многих восхищенных и умилённых («типографический материал? — чудно!») стоит лишь попросить толкового объяснения объекта их восхищения, как они поворачивают спины, являя «лик» людей с «умными лицами», с «20 — летним опытом» и т.д.
И разным другим спорщикам имя — легион!

Дорогие товарищи из типографий! Все, кто желает серьезно, творчески работать над типографским материалом, залепите уши воском и работайте! Работая, продвигайтесь вширь и вглубь. Помните, что пока типографский материал у вас под руками, пока вы успешно и упорно работаете — вас холостыми пулями слов не убить.

Товарищи без исключения:
Типографский материал для любящего книгу и свое ремесло типографа, — плоть от плоти, кровь от крови самого текста книги. И ежели честно сказать — вряд ли что-нибудь его заменит.

Вижу у себя под носом острые штихеля ксилографов, художников, работающих для цинкографии, и прочих.

Гости хорошие, желанные гости, разве вы будете отрывать типографский материал от типографического материала ? Конечно, нет!

Однако, гости! Кой-кто из вас сидит на двух стульях сразу. Подвиньтесь! Будьте настолько любезны! И нам удобнее этак и вам лучше.

Товарищи типографы! Давайте упорной работой доказывать свое право на стул. Слова же давайте оставим людям с «умными лицами» и людям с «двадцатилетним опытом»!

Полиграфическое производство, 1927, № 6
С.Б.Телингатер