Фотомонтаж

Судя по тому, что метод фотомонтажа нашел самое широкое, по сравнению с другими средствами графического выражения, распространение в различных агитационных, культурно-просветительских и других областях общественной работы — в клубах, обложке, стенной газете, журнале, книжной иллюстрации, диаграмме, на стенных панно в клубах (в Москве: «Каучук», «Сварз» и др.), в выставках (советский павильон в Кельне), т. е. там, где нужны наиболее выразительные и понятные средства воздействия, — следует полагать, что метод фотомонтажа выдержал экзамен наибольшей массовости, наибольшей понятности, наибольшей выразительности.

Сила этого метода заключается в том, что фотография — наилучший аргумент — факт; в том, что фотография была соединена с приемом монтажа фотографий — подтверждение основной мысли рядом фактов; в том, что прием монтажа — наиболее доступный метод из всех графических средств выражения; в том, что фотомонтаж — организованные на плоскости (плакат, книга) или в пространстве (выставочная установка) факты (фото) в сторону максимального выявления заданной цели (выраженной в лозунге или в подписи к монтажу, и т. д.); в том, что этот метод рекламы (несмотря на то, что он занесен к нам из-за границы — прежде всего, из Америки) только в результате Октябрьской революции мог на новой почве (клуб, ячейка, массовая печать, культпросветучреждения, стенгазета и т. д.) найти свое настоящее назначение и работами наших советских мастеров (Лисицкий, Сенькин, Клуцис, Ган, Родченко и др.) послужить образцом для работ художникам-революционерам Запада, применяющим этот метод для массовой пропаганды коммунистических идей (Гартфильд в Германии).

 

РАБОТА ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПО ФОТОМОНТАЖУ состоит в подборе следующего материала:

а) бумага, ножницы, клей, рисовальные или чертежные принадлежности, краски, тушь цветная или цветная бумага (фиолетовая, красная, оранжевая, желтая, зеленая, синяя, черная и т. д.) и другие материалы — в зависимости от вкуса и изобретательности автора фотомонтажа;

б) фотография (оригиналы готовые, а иногда специально заснятые) или фотографии-иллюстрации из печатного материала (в этом случае оригинал ретушируется), отвечающего фактическому освещению основной идеи;

в) иногда употребляются, наряду с фотографией, в целях убеждения фактами вырезки из газет, этикеты рисунков и т. д.

 

РАБОТА ПО ОФОРМЛЕНИЮ ФОТОМОНТАЖА состоит из тесно переплетенных между собой моментов: отыскания наиболее выразительной (по отношению к основному заданию) обработки фотографии, вмонтирования ее в другую фотографию или в группу фотографий и соединения этих групп или одиночных фотографий в единое целое, организованное, схематическое расположение на листе в порядке, выражающем основную заданную идею.

Приемы для достижения выразительности фотографии находятся в прямой связи с изобретательностью, выдумкой авторов фотомонтажей и по-тому не дают возможности систематизирования их.

Однако из общеупотребительных приемов все же можно назвать не-сколько:

1) удаление каких-либо посторонних деталей из фотографии путем ре-туши, путем вырезания таковых, — остается основное изображение, на ко-тором сосредоточивает свое внимание зритель;

2) введение в фотографию наклеек увеличенных деталей, вмонтированных, связанных тем или иным образом со всей фотографией, — получается одновременно воспринимаемое изображение и детали, и обстановки, характерной для данной детали;

3) комбинация многих характерных фотографий, вклеенных в соответствующем порядке в фотографию большую по размерам, чем предыдущие, — комбинация воспринимается таким образом, что две разные по идее фотографии при соединении дают третью идею: напр., фигуры буржуа, социал-демократа и священника, вмонтированные на фон военного кладбища или поля сражения, создают убеждение их виновности в данном деле;

4) введение в фотографию графических элементов, напр., стрелок, — отдельная деталь получает преимущественное положение по отношению к другим деталям;

5) разнородные фотографии связываются общностью идеи, вложенной в каждую, — создается убедительное впечатление подтверждения одной мысли многими фактами.

Как о приемах выразительного показа фотографий, так и о монтаже в единую систему одиночных фотографий и групп, можно сказать, что приемы монтажа целиком зависят от авторов его. Однако, и здесь можно привести два общеупотребительных приема:

1) МОНТАЖ ИСХОДИТ ИЗ ВНЕШНЕЙ ФОРМЫ ПЛОСКОСТИ: напр., при квадратной форме заполняемой монтажом плоскости основной материал (фотографии, лозунги и проч.) располагается основными группами по главным линиям квадрата — верхней и нижней вертикалям и по двум диагоналям, причем упор делается на горизонталях и на одной из диагоналей (лю-бой); вертикали и второстепенная (по сравнению с выбранной основной диагональю) диагональ контрастным своим положением (относительно горизонталей и основной диагонали) подчеркивает таковые.

Черные линейки — главные линии, пунктирные — второстепенные

В центре фотомонтажа (в части, ближайшей к точке пересечения диагоналей) обычно располагается главная часть фотографий, наиболее выразительно характеризующая основную идею фотомонтажа.

2) МОНТАЖ ИСХОДИТ ИЗ ПОИСКОВ ОРГАНИЗОВАННОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ МАТЕРИАЛА (вне зависимости от внешней формы) ЛЮБЫМ МЕТОДОМ, который в конечном итоге приводит к такому расположению материала, когда он приобретает определенно ощутимую (зрительно) схему, выражающую основную мысль автора.

Первый случай по своей доступности более распространен (плакат, об-ложка, иллюстрированные лозунги и т. д.).

Второй случай требует большей изобретательности, опыта в области ра-боты над увеличением воздействия материала и употребляется большей частью в качестве метода для иллюстраций.

***

Сегодняшняя проблема дня — еще большая выразительность, еще большая четкость, еще большее проникновение в широкие массы,

для этого нужно:

1) изучить возможности, заложенные в современных способах обработки производственных материалов, способах, увеличивающих выразительность оригиналов (трехцветная, четырехцветная цинкографская обработка фотографического материала, дуплекс, подкладка, набор гартового материала в соединении со шрифтом, фотографией и т. д );

2) изжить все остатки рискованных приемов, считая их приемами, не достигающими цели;

3) охватить все большие и большие области, где фото-монтаж может служить более действенным средством, чем употребляемые ныне (напр., лубок, портрет, плакат, иллюстрация и т. д.);

4) сделать метод фот-монтажа доступным возможно более широким слоям квалифицированных работников цинкографий, типографий, литографий и т. д.

БЛИЖАЙШЕЕ БУДУЩЕЕ ЗА ФОТОМОНТАЖОМ, ЗА ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМ УБЕЖДЕНИЕМ ФАКТАМИ.