О пробелах между буквами в словах и строках

В печатных изданиях — книгах, журналах, газетах, акцидентных работах — мы часто встречаем неравномерную разбивку в титульных строках, заголовках, подзаголовках и т.д. Наша консультация посвящена теоретическому разбору этого недостатка. Она предназначается для наборщиков, недавно пришедших на производство и нуждающихся в систематическом совершенствовании не только своих производственно-технических навыков, но и в ознакомлении с некоторыми теоретическими вопросами.

Зрительный промежуток между очком одной и другой наборной литеры, между двумя рисованными буквами или между словами называется «аппрошем». Этот термин происходит от фразцузского слова «аррrohe» — приближение.

Величина аппроша ни при каких обстоятельствах не бывает равной. Если мы внимательно рассмотрим обычную, не разбитую на шпации наборную строку, то увидим, что величина промежутков между буквами различная (рис.1). Для достижения оптически равномерной разбивки набранного слова или строки некоторые наборщики прибегают к закладке между литерами равного пробельного материала (рис.2). Однако таким методом нельзя добиться оптически равномерных пробелов. Лишь в том случае, когда между литерами заложен разный по величине пробельный материал (рис.3), можно получить равномерную оптическую разбивку. Объясняется это тем, что буквы имеют разную форму: прямоугольную, круглую, полукруглую, угольную и т.п., разный характер рисунков и различные пропорции. Кроме того, в наборных литерах в связи с техническими условиями их изготовления нельзя максимально сблизить буквы, что бывает иногода крайне желательно для выравнивания аппрошей, например при сочетании букв «Г» и «А».

ТОВАРИЩ
Рис.1

Так выглядит неразбитая наборная строка. Сравните промежутки между Т и О с промежутками между И и Щ, Р и И и др. Все промежутки разные.

Т О В А Р И Щ
Рис.2

Между всеми литерами дополнительно равномерно заложены два промежутка. Неравномерность промежутков между буквами менее заметна, но тем не менее не устранена.

Т О В А Р И Щ
Рис.3

Многие наборщики считают, что аппроши нужно выравнивать по верхним или нижним пробелам, образующимся между буквами. Это соображение неверно.
Аппрош оптически измеряется общим размером белого пространства между двумя буквами (рис.4). Возьмём, например, три буквы -

А А+Б Б+А+Б
Н Н О О
А+Б Б+А+Б

А Б+А+Б
Н Р А
Б+А
Рис.4

Промежуток между Н и Н линейно равен промежутку между Н и О, но оптически О и О кажутся более расставленными, нежели Н и Н. Объясняется это тем, что к белому пространству A около буквы О добавляется пространство Б, и белое поле вокруг букв О становится большим, чем белое поле между буквами Н. Особенно выразителен нижний пример. Он самым наглядным образом показывает, что равные расстояния между Н и Р и между Р и А должны быть нарушены для того, чтобы оптически их выравнять.

Расположим буквы «П», «О», «А» так, чтобы расстояния между ними были равными (Рис.5).

П О А
Рис.5

Затем попытаемся эти же буквы расположить в другом порядке, соблюдая те же расстояния (Рис.6).

4п 2п 4п-
О П А П О А
2п4п 2п-
А П О П А О
— 2п — 4п
О А П А О П
Рис.6

Нетрудно убедиться, что одинаковое оптическое расстояние по-разному будет нарушено в каждом отдельном случае перестановки одних и тех же букв. Поэтому зрительная равномерность аппрошей между буквами достигается не одинаковыми пробелами, а регулированием разных цельных белых пространств между буквами. Значит ли это, что регулирование аппрошей не имеет никакой закономерности и всецело зависит от субъективногно восприятия? Нет, не значит. Практика работы ряда поколений наших и зарубежных наборщиков позволяет вывести некоторые закономерности общего характера. Например, если взять сочетание букв «ННО» (Рис.7), то расстояние между двумя прямыми буквами всегда должно быть больше, чем между прямой и круглой. Расстояние между «Н» и «О» надо уменьшить, чтобы оно зрительно казалось одинаковым с аппрошем между двумя «Н». Попробуем переставить теже буквы так, чтобы круглая буква «О» стала между двумя «Н». Правый и левый аппрош будут смотреться одинаково.

4п 3п
Н Н О

Н О Н
Рис.7

При сочетании «ННА» (Рис.8) расстояние между «Н» и «А» нужно ещё больше сократить в сравнении с предыдущим случаем, чтобы зрительно уравновесить правый и левый пробелы от средней буквы «Н».

Н Н А
4п 2п
Н Н А
Рис.8

Ещё более характерно сочетание пробелов литер «ННОА». В этом случае расстояние «ОА» будет меньшим, нежели между «НО», а расстояние между «НО» меньше, чем между двумя «Н».

Подобные примеры общего характера могут быть варьированы в зависимости от различной расстановки букв. Составление и решение их мы рекомендуем читателю в виде упражнения.

Приведенные примеры убедительно подтверждают наши соображения, что равномерность аппрошей между буквами определяется не линейным расстоянием, а общим размером белого промежутка между двумя буквами. 

Между тем следует отметить, что приведенные сочетания, являясь наиболее выразительными, не исчерпывают всех встречающихся в практике случаев. Возьмём, например, комбинацию литер «ННС». Расстояние между «Н» и «С», несомненно, будет такое же, как и при сочетании «Н» и «О». Однако стоит поставить «С» между двумя «Н» («НСН») и сразу появляется закономерность, отличная от случая «НОН». Расстояние между «С» и «Н» должно быть несколько меньшим, нежели между «НН». Если взять комбинацию литер «ННЕ», в которой пробелы между прямыми сторонами букв будут равные, и сравнить её с сочетанием «НЕН», то можно увидеть ту же закономерность, что и в случае «НСН». Очевидно, не замкнутые по рисунку буквы (С, Е, Э, К, Х, Б, Г, Ж,З, Р, Т, Ф, Я), обращённые в сторону прямой буквы, всегда будут иметь меньший пробел, нежели между двумя прямыми буквами.

Вместе с тем считаем нужным подчеркнуть, что это замечание носит общий характер и должно уточняться в зависимости от характера начертания букв. Например, ясно, что сочетание «ГН» требует иных пробелов, нежели «ЕН». Практическая работа подскажет взаимосвязь между величиной пробелов и характером букв. Мы предлагаем вниманию читателей характерное сочетание «ГАН». В этом случае расстояние в правом нижнем углу буквы «Г» в литере не даёт возможности приблизить её к «А» настолько, чтобы аппрош между ними равнялся пробелу между «А» и «Н». При наборе удаётся выравнять эти расстояния путём увеличения пробела между "А«и «Н». Но это влечёт за собой увеличение пробелов и между другими буквами слова. При изготовлении тифдручной и офсетной монтажной формы можно исправить отмеченный технический недостаток, разрезав и переклеев плёнку. В этом случае буква «А» войдёт слева в пространство белого поля буквы «Г» (Рис.9). 

ГА
Рис.9

Тем более легко этот недостаток устраняется в рисованном заголовке, где допускается не только вклинивать рисунок одной буквы в рисунок другой, но и сливать их между собой (Рис.10).

КА
Рис.10

Размеры данной статьи не дают возможности продемонстрировать ещё ряд характерных примеров. Поэтому ограничимся лишь обощением приведенных и возможных примеров и выразим их в следующей схеме (Рис.11)

1 2 3 3 4 5 6 7
Н П О С Н А О У Л А А Т
Рис.11

Цифры в этой схеме показывают порядок уменьшения пробелов между буквами в зависимости от их формы.

Показаны расстояния: 1. Между двумя прямыми линиями; 2. Между прямой и круглой; 3. Между двумя круглыми, а также между открытой частью буквы и прямой; 4. Между прямой и угольной; 5. Между круглой и угольной; 6. Между двумя угольными; 7. Между угольной и открытой типа Т Г Р A У.

Высказанные нами соображения относятся главным образом к строкам титульного и заголовочного характера. Однако практика даёт много примеров серьёзных недостатков в правильном использовании аппрошей в заголовочном и текстовом наборе, главным образом в области пробелов между словами и пробелов после и перед знаками препинания. Так, широкое распространение получили увеличенные пробелы между словами в заголовках, что создаёт неоправданную пестроту, строка не воспринимается цельно, а выглядит разбитой на отдельные куски. Например:

Д Е Я Т Е Л И  К У Л Ь Т У Р Ы  И  К Л У Б Ы

Та же строка с уменьшенными пробелами читается и строится лучше, красивее:

ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ И КЛУБЫ

Само собой разумеется, что в случае разбивки слова на шпации пробел между словами соответствующим образом увеличивается в зависимости от размера шпации. Применительно к практике наших наборных цехов принято для пробелов в текстовом наборе между словами пользоваться как основной шпацией размером в полукруглую. Это широко распространённое положение, с нашей точки зрения, применяется несколько механически, без учёта вида текстового набора. Зарубежная практика широко использует третную шпацию при наборе произведений художественной литературы, стихотворных текстов, различных акцидентных работ и др. Нам кажется, что в ряде случаев и мы могли бы применить третную шпацию. Этот приём помогает в какой-то мере уменьшить число «коридоров» в тексте.

Опубликована в журнале «Полиграфическое производство», 1961, № 12, стр. 21 — 23