Джон Хартфильд — художник-трибун

В конце лета в Москве на территории Парка культуры и отдыха им. Горького была открыта выставка одного из крупнейших художников — публицистов нашего времени — Джона Хартфильда. 

Записи многочисленных посетителей выставки отражают то огромное впечатление, которое производят острые политические работы выдающегося немецкого художника — коммуниста. 

Впечатления от выставки Д.Хартфильда не могут оставить нас равнодушными к судьбе такого раздела современной графики, как фотомонтаж, в жизни нашего изобразительного искусства. 

Понятна некоторая неприязнь, которую проявляют к фотомонтажу отдельные художники и искусствоведы, в глазах которых этот вид изобразительного искусства связывается с формалистическим трюкачеством, анархическим его противопоставлением живописи, графике, с нигилистическими попытками возвести фотомонтаж в «самое современное» средство выражения замыслов художника.

Не могут вызвать сочувствия в среде советских художников, воспитанных на традициях народного, реалистического искусства, фотомонтажные «дадаистические» бредовые «произведения», в которых нелепость возведена в степень принципа.

Совершенно иное отношение вызывают работы Д.Хартфильда, с предельной убедительностью превратившего фотомонтаж в могучее средство выразительнейшего политического искусства. Не без основания немецкий писатель Бодо Узе проводит параллель между разящими листами Оноре Домье и фотомонтажами Хартфильда: «Хартфильд, как и Домье, стоит на стороне народа и направляет свой удар на его злейших врагов». О степени действенности его фотомонтажей говорит акт гитлеровских бандитов, которые в первые дни прихода к власти опубликовали список своих злейших врагов, объявленных вне закона, в число которых они включили и ненавистного им Хартфильда.

В другом месте Узе пишет: «Без преувеличения можно сказать, что ни одна историческая работа об этом периоде немецкой истории (последние десятилетия, — Ред.) не может обойтись без фотомонтажей Хартфильда».

Невольно напрашивается мысль: неужели мы, советские художники, не можем использовать опыт работы Д.Хартфильда, его смелое превращение выразительных средств фотомонтажа из эстетского, снобистского, никому не нужного его применения в могущественное средство политического воздействия? Огромное количество периодических, политических, научно-популярных и других изданий, широкое развитие глубокой печати в нашей стране — это области, в которых фотомонтаж может найти своё естественное развитие. Работы Хартфильда не оставляют сомнений относительно возможности применения фотомонтажа в области внешнего оформления художественной литературы.

Только распространённым в нашей среде пренебрежением к другим видам изобразительного искусства, которые прямо соприкасаются со средствами живописи, скульптуры и станковой графики, можно объяснить то, что широко доступное, демократическое искусство фотомонтажа так слабо используется нами. 
Монтажи Хартфильда выполнены на очень высоком профессиональном уровне, он виртуозны по технике, в них каждый элемент тщательно отобран — всё предельно чётко «работает» на раскрытие замысла художника.

Однако самое главное в работах Хартфильда — это глубокая мысль, острый, темпераментный, выразительный разговор с читателем. Средства и техника, которыми он решает свою задачу, совершенно не отвлекают зрителя от этого главного. 

Выставка Хартфильда воочию показывает, что не только фотомонтаж, но и вообще любое средство изобразительного языка, как бы оно виртуозно, профессионально не было использовано, не даёт значительного эффекта, если эта задача не подчинена выявлению глубокой мысли художника, его умному разговору со зрителем и читателем. 

Хартфильд всю свою творческую жизнь посвещает борьбе рабочего класса за освобождение от капиталистического рабства. 
Его отец, дядя, брат принимали деятельное участие в политической жизни немецких рабочих, и это, а также горячее участие в партийной работе, способствовало становлению коммунистического мировозрения художника.

Германский народ знает и любит работы Хартфильда, гневно бичующего звериное лицо фашизма, разоблачающие социал-соглашателей, обнажающие язвы капиталистического общества.

Все, кто ранее был знаком с произведениями Хартфильда, кто посетил его выставку, с горячей симпатией и восхищением относятся к таланту художника-трибуна и ждут с нетерпением новых ударов его разящего оружия по врагам мира и демократии. 

С.Б.Телингатер