Варвара Степанова

Варвара Фёдоровна Степанова начала свою творческую деятельность как художник-живописец. Совместная работа с величайшим поэтом нашего времени Маяковским и его ближайшим соратником, художником А.Родченко наложила отпечаток на её творчество. Результатом этого влияния было то, что с 1920 г. Варвара Фёдоровна переключилась на производственную художественную деятельность: сначала работала художником на ситценабивных фабриках, затем художником-полиграфистом в крупных журналах. Оформление журналов становится в дальнейшем одним из главных видов её творчества. Одновременно она оформляет ряд крупных политических альбомов и в этой области также добивается больших результатов.

Другой характерной чертой её творчества является твёрдая, убеждённая новаторская линия. В композиции и монтаже издания она всегда ищет разрешения наиболее трудной задачи и асимметричной композиции.

Для полноты общей характеристики её творчества необходимо отметить, что Варвара Фёдоровна является прекрасным производственником, не только мастерски, с полным знанием тонкостей своей профессии макетирующем издания, но и знакомым со сложными производственными процессами, от которых зависит эффектное выполнение издания.

Степанова всегда работает с увлечением. Она стремится создавать такие произведения, которые оставляли бы активное, жизнерадостное, яркое впечатление. Ряд запоминающихся номеров журнала «СССР на стойке» оформлен Варварой Фёдоровной совместно с А.Родченко. Особенно следует отметить номер, посвящённый В.Маяковскому. Отдельные страницы этого номера, прекрасно раскрывающие образ великого поэта, могут служить образцом сложного и тонкого искусства журнального монтажа. Такова, например, страница с листками из записной книжки, смонтированными с самопишущей ручкой поэта, такова обложка журнала с портретом читающего стихи Маяковского на фоне его рисунков для плакатов РОСТА. Каждая работа Степановой индивидуальна: общий план, замысел и композиционные детали отличны от других её работ. Особенно это присуще её журнальным и альбомным работам. 

Знакомясь с работами Степановой, технические редакторы могут почерпнуть много полезных и интересных примеров мастерского решения вёрстки журнального текста. Художница умеет просто подобрать заголовочные и текстовые шрифты, найти характерную их группировку, может различными форматами набора и разнообразными комбинациями широких и узких колонок правильно отделить основной текст от второстепенного, сделать «скучный» и «серый» текст журнала легко читаемым. Степанова имеет свой, отличный от других творческий «почерк» мастера, по которому её работу можно узнать даже тогда, когда на ней нет подписи автора.

Безусловно интересна и достойна большого описания работа Варвары Фёдоровны над политическими юбилейными альбомами (отдельные работы выполнены совместно с А.Родченко). В них наиболее полно раскрываются многообразные стороны её таланта. Каждая такая работа всегда трактуется ею по-новому. Почти как правило, в таких работах Степанова применяет помимо бумаги и переплётной ткани, необычные для книги материалы: целлулоид или широкую прозрачную пластическую плёнку. Новаторство Степановой начинается с формы футляра для этих обычно сложных и дорогих изданий. Форма футляра всегда остроумно решена.

Внутренний общий план построения альбома и монтаж его частей интересны. Достигается это особым членением материала, различными комбинациями шмуцтитулов с вклейками и оформительскими акцентами, отвечающими авторскому тексту и раскрывающими его своим, особым образным языком художника-оформителя.

Степанова выбрала трудный путь художника-новатора. Среди художников-оформителей есть такие, которые противопоставляют новаторство традициям классического наследия. Эти люди примитивно представляют себе задачу освоения классических образцов художественно-полиграфического оформления и сводят её к прямому копированию и перенесению классических образцов оформления в нашу полиграфическую продукцию. Конечно, задача значительно сложнее и глубже.

В частности, настоящая новаторская, творческая деятельность невозможна без учёта всего накопленного творчесого материала в области искусства. Больше того, новаторство представляется нам, как дальнейшее поступательное развитие этого исторического опыта в наших современных условиях. Именно так представляет свою деятельность Степанова.