Беседа С.Б.Т елингатера с корреспондентом газеты

Корреспондент: Один из виднейших советских оформителей книги, художник старшего поколения С.Б.Телингатер объединяет в себе талантливого художника и опытного полиграфиста — уже 42 года он работает на этом почётном поприще. Он один из создателей советской массовой книги — поэтому так разнообразен диапазон его работы: это политическая, научная и художественная книга. а также оформление периодических журналов. Работы художника С.Телингатера отличаются смелостью поиска, оригинальностью мышления, глубокой идейной целеустремлённостью. В этом году художнику исполнилось 60 лет — и эта дата отмечается Союзом

Художников СССР открытием в ближайшие дни в Центральном Доме литераторов в Москве персональной выставки его работ. На ней экспонируется около 500 названий, которые он создал с 1921 г. Иллюстрированный каталог выставки, перечнем издательств, в которых работал художник, помещённых на обороте обложек, информирует, что их было более 75.

Имя художника хорошо известно за рубежом. В Лейпциге на международной выставке книг в 1959 году обложка к книге «Москва. Планировка и застройка города» удостоена золотой медали, а наборный шрифт — серебряной медали. Этот шрифт отлит в металле и внедрён в советских типографиях — в частности на страницах газет «Советская культура» и «Литературная газета». Сейчас С.Телингатер работает над созданием шрифта для детских книг младшего возраста.

Недавно художник получил письмо от обербургомистра города Лейпцига (ГДР)Вальтера Кросса, в котором он пишет, что С.Б.Телингатер удостоен «премии города Лейпига 1963 года», которой отмечаются лучшие достижения в искусстве оформления книг и шрифтов в деле развития социалистической культуры книг, экспонируемых на ежегодной лейпцигской осенней ярмарке. Он пригласил т.Телингатера приехать в Лейпциг, чтобы он лично получил медаль и диплом, которые будут ему вручены в торжественной обстановке в старой торговой бирже на Неймаркте. В ответном письме С.Телингатер поблагодарил и принял приглашение. 

В связи с предстоящей выставкой наш корреспондент беседовал с С.Б.Телингатером. Вот что он сказал:

«Когда я читаю текст каталога выставки, — за каждой его строкой встаёт передо мной живое воспоминание о напряжённых усилиях, которые связаны с появлением на свет выставленных работ. 

Прошло много времени с тех пор, как я сделал первую наборную обложку и полюбил этот вид графики, но и сегодня я ощущаю её органическую связь с искусством книги; более того, я думаю, что наборная обложка должна ещё сыграть огромную роль в повышении культуры советской книги.

В каталоге возле многих названий стоят слова «ансамбль книги». Советские худложники давно считают, что в их задачу входит создание внешнего оформления книги как целостного художественного произведения, отражающего, интерпретирующего содержание литературного произведения — маленького или большого. Это требует огромных усилий, знания, творческого напряжения, но именно поэтому многие из них являются подлинными творческими подвигами. 

Я с удовлетворением вспоминаю, сколько творческой радости испытал я, выполняя такие большие книжные ансамбли, как альбом «Ленин» (1939 г.), как «Комсомолия» Безыменского, как «Напостлитовский свисток» Сергея Швецова (1932), оформленный вместе с Кукрыниксами. Очень хочется осуществить ещё ряд больших задуманных мною книжных ансамблей. 

Наряду с оформлением книги я всё время рисую. Моя работа художника — корреспондента на фронте во время Великой Отечественной войны способствовала тому, что я всё время занимался любимым портретным рисунком. И сейчас мне хочется продолжать эту работу — рисовать портреты замечательных советских людей. Работа над рисунком — это трамплин к моей работе над иллюстрацией книг. Мне очень хочется работать над классическими произведениями. Кроме уже осуществлённых рисунков к «Растеряевой улице» Г. Успенского у меня в плане создание иллюстраций к горячо любимому мною Чехову и Островскому. 

Особенно важной мне кажется также работа по иллюстрации советских писателей — моих современников. Я заканчиваю иллюстрирование «Апшерона» Мехти Гусейнова и, вероятно, следующая книга, которую я выберу, будет связана с биографически близким мне городом Баку.

Очень хочется, чтобы я смог и в дальнейшем с неослабевающей энергией работать и быть полезным искусству советской книги.