Основные задачи композиции акцидентных форм и приёмы их решений

Главная задача акцидентной композиции состоит в том, чтобы художник или наборщик — акцидент, в пределах возможностей данных изобразительных средств, путём соединения в целостный художественный организм различных по силе, характеру и выразительности графических элементов, добился бы наибольшей для читателя доходчивости идейного замысла оформляемой работы, её содержания, добился бы максимального соответствия композиции назначению акцидентного произведения. 
Композиция — латинское слово; оно означает в переводе — составление, соединение, связь. В области изобразительных искусств, в частности в графике (к которой мы относим и акциденцию) «компановать» — означает составлять из различных графических элементов одно согласованное, художественно — гармоническое целое произведение. Правильное и красивое построение акцидентной формы, как простейшей, так и сложной — это не только техническая задача, не только правильное применение приёмов набора, но также сложная художественно — эстетическая задача. 

Части, из которых составляется композиция целостного акцидентного произведения, имеют неодинаковое значение. Одни из них — более выразительны, другие — менее. Одни имеют главное, другие же — подчинённое или справочное значение. Акцидентная форма, простая или сложная, имеющая самостоятельное значение или составляющая, как в книге, часть её общего композиционного организма — в любом случае должна строиться по принципу соответствия её внешнего вида содержанию данной акцидентной работы.

Прежде чем начать компоновать какое-либо акцидентное произведение, необходимо чётко себе представить как и какие графические элементы передают содержание, образ произведения, соответствуют его назначению, какова соподчинённость этих частей, каким образом они согласуются между собой.
Перед тем, как начинают читать книгу, её сперва смотрят, поэтому художник — оформитель своей работой как бы представляет читателю в обобщённой зрительной форме характер авторского содержания, с которым читатель ознакомится в дальнейшем и будет в этом смысле продолжать сопровождение авторского текста до конца книги. 

Известны случаи, когда акцидентные мастера делали, например обложку книги из любых акцидентных материалов, не считаясь с тем — передают они содержание книги или нет. Например, серьёзные, сложные психологические по характеру художественные произведения облекались в чуждую им легкомысленную обложку, построенную на орнаментах и политипажах, никакого отношения не имеющих к содержанию книги.

В подобных случаях обычно акцидентные мастера видят свою задачу лишь в том, чтобы «украсить» книгу «красивыми» графическими элементами, не считаясь с тем, что эти элементы вызывают часто представления у читателей о содержании книги, совершенно никакого отношения к данной книге не имеющие. Конечно, нужно стремится к тому, чтобы каждая акцидентная форма получилась красивой, конечно неправильно полагать, что акцидентная форма своим условным изобразительным языком может точно пересказать содержание литературного произведения, конечно соответствие внешней изобразительной формы и содержания произведения имеет специфический характер; да и не во всех случаях основная композиционная задача проявляется одинаково, но во всех случаях изобразительные элементы не должны вступать в противоречие с характером оформляемой работы.

Чем же определяется отбор и композиция тех или иных графических элементов применительно к содержанию оформляемой книги? Акцидентная работа может быть композиционно выполнена просто и строго ( иногда даже при полном отсутствии декоративных элементов), а иногда сложно, нарядно; всё зависит от назначения работы. Кроме того, по внешнему своему облику техническая книга должна отличаться деловым видом от массовой научно-популярной брошюры, внешность которой должна быть познавательной, или от художественной книги, в оформлении которой особое значение имеет изобразительное образное раскрытие содержания. Тоже относится и к другим видам акцидентных работ. 

При всём этом нужно стремиться решать даже самые сложные композиции с возможно большим внешним графическим эффектом и выразительностью при экономии изобразительных и графических средств. 

Огромное количество изданий, преимущественно научных, технических, справочных, информационных и др. обычно в оформлении своём не преследуют целей образного раскрытия их содержания и ограничиваются элементарными техническими и эстетическими задачами ( правильная группировка и разбивка строк, хороший подбор шрифтов, общая опрятность работы). В оформлении этих работ ставится задача соответствия по своему характеру графических элементов содержанию данной работы, т.е. художник, наборщик — акцидент должен так отобрать эти графические элементы, чтобы их содержание не вызывало у читателя ассоциации иные, нежели те, которые вызываются темой труда. Для подобных работ отбираются простейшие графические средства, такие как шрифт, несложные комбинации линеек или элементарные декоративные элементы. Композиция их должна быть простая, не замысловатая, что однако вовсе не должно означать отсутствие выдумки, изобретательности и вкуса в применении этих простейших графических средств.

Когда мы говорим о деловой внешности оформления, мы тем самым имеем ввиду, что характер и назначение оформляемого труда таков, что он требует самого минимального применения декоративных и изобразительно образных средств. В подобных случаях задача в основном сводится лишь к информации о содержании издания или изделия. В другом случае кроме графических средств для передачи информации авторы композиции широко привлекают различные декоративные и изобразительные средства, которые специфическими приёмами художественного языка помогают дополнительно к тексту реальнее представить себе образный мир литературного произведения.

Статья отпечатана по автографу С.Б.Телингатера