А то с какой стати —
Стали б
плохую
издавать в Госиздате» (Владимир Маяковский)
Николай Калинин
Выбор Дмитрия Мордвинцева
«Качественная сталь СССР от VI к VII съезду советов». 1935
Художественно-полиграфическое оформление Соломона Телингатера. Мне кажется, в этой формулировке в выходных данных в конце книги, точно заложен смысл того волшебного явления — дизайн! Конечно, мы знаем Соломона Телингатера как великолепного шрифтовика и экспериментатора в типографике, но в этой его работе ощущается комплексный подход к проектированию. Выбор формата издания, выбор материалов и способов печати обложки, решение сложного элемента вклейки с металлической вставкой, выбор типа иллюстрации с печатью в три краски, выбор принципа подачи инфографического материала, решение общего ритма и точное структурирование текста, введение в набор деликатных элементов в виде тонких линеек — все это прекрасно собрано и сложилось в единый ансамбль книги! Поражает то, что автор очень тактично нащупывает тонкую грань, когда все эти элементы оформления не переходят в разряд украшательства и «оформиловки». Их ровно столько, сколько нужно для привлечения внимания, раскрытия образа и темы, решения задачи по функциональному структурированию. При этом, над всем безусловно стоит идеология, и это тоже часть задачи для дизайнера, с которой автор великолепно справляется. Можно однозначно сказать, что это издание — зарождение нового, правда, нынче не совсем книжного, жанра — жанра годового отчета. Но в 1935 году — это книга!
Дмитрий Мордвинцев
Выбор Юрия Суркова
Безыменский Александр Ильич. Комсомолия. Страницы эпопеи. Москва; Ленинград: Гос. издательство, 1928. 52 с., ил.; 34,5×26,5×0,5 см, 540 грамм. Инв. МК IV-35514.
Эта книга — идеальный стартап для двадцатилетнего Телингатера. Книга сделана счастливым человеком и настолько органична, что в ней трудно видеть только смакетированный литературный текст. Я ее воспринимаю как музыкальное произведение. Смысловая часть, текстовая, в данном случае не играет большой роли. Вчитываться в текст невозможно — важны напор, энергия, словесная музыка, шум эпохи. Достигнут идеальный синтез слова и типографического ритма. Все типографические приемы: разнокегельный набор, шрифтовые гарнитуры, маркирующие цвета — оранжево-красный и черный — все являются составляющими этого ритма. Такая партитура. Эта книга — звучащая. Идеальное сочетание даты публикации книги и принципа ее конструирования. На обложке хорошее «кодирование», концентрация всего, что разыгрывается внутри книги. Интересный вход — с пустоты. Две белые полосы. Активная внутренняя ритмика, открываешь начало — белый цвет. И типографическая нота — в левом нижнем углу — звездочка, и по диагонали — колонцифра. Телингатером выстраивается ритмическая диагональ прежде, чем обрушить на вас все многообразие типографики внутреннего блока. Ритм книги организован очень характерно для конструктивистских изданий — сдвигающаяся, ступенчатая манера верстки и — контрастная пауза — дважды повторяется абсолютно спокойный флаговый набор.