Аннотации к работам Телингатера на выставке «Книга глазами дизайнера»

Ивановский зал РГБ, Конец 2016 — начало 2017 года

 

Выбор Николая Калинина

Эмден, Э. ИММЕР БЕРАЙТ! Дизайн Соломона Телингатера. Фото Е.Игнатовича. — М.: Госиздат. 1930 Тираж 25.000

Текстовое начало книги. Вся плоскость первого книжного разворота поделена на три части; слева и справа — сильный цветовой вертикальный акцент, в центре основной текст издания. Левый акцент (оборот обложки) — это лозунги в четыре строки: два лозунга на красной плашке чёрным шрифтом («Дубовый» прописной) и два лозунга разных кеглей, набранных красной краской. На правой стороне разворота — четыре вертикальные узкие черные полоски с белым выворотным шрифтом. Страницы обрезаны справа по принципу телефонной книжки. Большую часть разворота занимает основной набор текста со сложной структурой (различные акценты и структурные сдвиги разных гарнитур). В основной текст вставлены шрифтовые подчеркивания важных цитат отдельными словами и структурными группами вразрез текста ос сдвигом вправо. Каждые полоса и разворот решаются по-разному и изобретательно, в зависимости от смысла текста: шрифтовые диаграммы, разбивка текста жирными линейками по горизонтали и вертикали, штриховым рисунками внутри колонок, черно-белые фотографии разнообразно монтируются: разворотные, полосные, полуполосные, одноколонные — и все с полями. Последний разворот по макету повторяет первый разворот в начале книги. На обороте обложки текст разделен по вертикали черной линейкой; строчки текста — подвижны. Тексты печатаются в две краски: черную и красную и двумя гарнитурами: «Дубовый» и узким гротеском с заполнением по вертикали всей плоскости.

«Хорошая книга!
А то с какой стати —
Стали б
плохую
издавать в Госиздате» (Владимир Маяковский)

Николай Калинин

 

Выбор Дмитрия Мордвинцева

«Качественная сталь СССР от VI к VII съезду советов». 1935

Художественно-полиграфическое оформление Соломона Телингатера. Мне кажется, в этой формулировке в выходных данных в конце книги, точно заложен смысл того волшебного явления — дизайн! Конечно, мы знаем Соломона Телингатера как великолепного шрифтовика и экспериментатора в типографике, но в этой его работе ощущается комплексный подход к проектированию. Выбор формата издания, выбор материалов и способов печати обложки, решение сложного элемента вклейки с металлической вставкой, выбор типа иллюстрации с печатью в три краски, выбор принципа подачи инфографического материала, решение общего ритма и точное структурирование текста, введение в набор деликатных элементов в виде тонких линеек — все это прекрасно собрано и сложилось в единый ансамбль книги! Поражает то, что автор очень тактично нащупывает тонкую грань, когда все эти элементы оформления не переходят в разряд украшательства и «оформиловки». Их ровно столько, сколько нужно для привлечения внимания, раскрытия образа и темы, решения задачи по функциональному структурированию. При этом, над всем безусловно стоит идеология, и это тоже часть задачи для дизайнера, с которой автор великолепно справляется. Можно однозначно сказать, что это издание — зарождение нового, правда, нынче не совсем книжного, жанра — жанра годового отчета. Но в 1935 году — это книга!

Дмитрий Мордвинцев

 

Выбор Юрия Суркова

Безыменский Александр Ильич. Комсомолия. Страницы эпопеи. Москва; Ленинград: Гос. издательство, 1928. 52 с., ил.; 34,5×26,5×0,5 см, 540 грамм. Инв. МК IV-35514.

Эта книга — идеальный стартап для двадцатилетнего Телингатера. Книга сделана счастливым человеком и настолько органична, что в ней трудно видеть только смакетированный литературный текст. Я ее воспринимаю как музыкальное произведение. Смысловая часть, текстовая, в данном случае не играет большой роли. Вчитываться в текст невозможно — важны напор, энергия, словесная музыка, шум эпохи. Достигнут идеальный синтез слова и типографического ритма. Все типографические приемы: разнокегельный набор, шрифтовые гарнитуры, маркирующие цвета — оранжево-красный и черный — все являются составляющими этого ритма. Такая партитура. Эта книга — звучащая. Идеальное сочетание даты публикации книги и принципа ее конструирования. На обложке хорошее «кодирование», концентрация всего, что разыгрывается внутри книги. Интересный вход — с пустоты. Две белые полосы. Активная внутренняя ритмика, открываешь начало — белый цвет. И типографическая нота — в левом нижнем углу — звездочка, и по диагонали — колонцифра. Телингатером выстраивается ритмическая диагональ прежде, чем обрушить на вас все многообразие типографики внутреннего блока. Ритм книги организован очень характерно для конструктивистских изданий — сдвигающаяся, ступенчатая манера верстки и — контрастная пауза — дважды повторяется абсолютно спокойный флаговый набор.