Из книги Szymon Bojko «New graphic design in Revolutionary Russia»

Из книги Szymon Bojko «New graphic design in Revolutionary Russia», издательство Prauger Publisher, New York — Washington, 1972 год

С.Телингатер был представителем второго поколения художников — графиков, чьё отношение сформировалось под влиянием послереволюционных условий.

Он сотрудничал с Лисицким и получил практическое знание на опыте первопроходцев. Он также называл себя конструктором книги. Однако он не разделял веру мастеров в доктрину функциализма. Он даже отошёл от определённых принципов, которые они считали священными. Его не удовлетворяла архитектоника и красота типографского мастерства как такового. Он мечтал о «биоскопической» книге, «кино-книге», которую можно одновременно читать и смотреть — книгу, в которой последовательность страниц и иллюстраций похожа на кинокадры, сменяющие друг друга. Он пытался внедрить эту концепцию при работе над книгой «Комсомолия» (1928) А.Безыменского в честь 10-летия комсомола. Книга разрабатывалась как фильм на основе литературного сценария, переработанного в режиссёрский сценарий.

Творческая группа состояла из режиссёра, художника-оформителя, фотографа и кинооператора. Монтажом занимался сам Телингатер, который заслуживает также звания режиссёра на этом проекте. Богатый визуальный язык книги складывается из документальных фотографий и постановочных снимков, вмонтированных в текст; цветные ударения разбросаны по колонкам, сложные схемы типографских шрифтов разных размеров — и наконец, различные декоративные элементы из арсенала печатника. До определённой степени «Комсомолия» подвела итог героического периода функциональной типографии, поскольку в ней прослеживаются все приметы эстетического наследия эпохи; при этом книга ознаменовала рождение новой, менее экстремальной тенденции.