Полиграфические шедевры прошлого века... «Качественная сталь СССР»

Редкие книги из фондов Научной библиотеки Запорожского национального технического университета:

Качественная сталь СССР / Редакционная коллегия: инж. И.Т. Тевосян, проф. К.П. Григорович, А.А. Цветаев и [др.]. М.; Л.: Главная редакция литературы по черной металлургии, 1935. 162, [2] с.: ил., 1 л. фронт., [30] л. ил.; 25×18 см. 3500 экз. 
Фронтиспис — профиль И. В. Сталина из тонкого листа нержавеющей стали. Оформление издания работы С. Телингатера, иллюстрации — М. Доброковского, фотографии работы В. Грюнталь. В цельноледериновом издательском переплете. 

Помпезные издания 1930-х, если они не были целиком предназначены для «пропагандистской работы» на Западе, нередко ждала участь спецхрана. Как бы ни относились к этим книгам, их лучшие образцы — не только шедевры полиграфии, но и явление искусства. Книги сталинских лет о победах социализма шокируют своей фантастической одиозностью. 

«Качественная Сталь СССР» (1935). Резко акцентированная буква «С» на обложке уже говорит о многом. В оформлении переплета и форзаца использовано серебро. На фронтисписе — портрет Сталина в виде силуэта из нержавеющей стали, изготовленный на заводе спецстали «Электросталь». Альбом оформлен Соломоном Телингатером; в нем трехцветные иллюстрации М. Доброковского — замечательного и, увы, совершенно забытого графика. Доброковский иллюстрировал также альбомы «Массы вождю» (1934) и «Социалистическое строительство в СССР» (1936); уже через год художник был расстрелян. 

Один из основоположников нового книжного искусства ХХ века Эль Лисицкий писал в конце 1920-х годов: «Самое молодое поколение наших художников — оформителей книги вышло прямо из типографии. Это было решающим фактором в их дальнейшем творчестве». Первым из таких мастеров он назвал Соломона Телингатера.

Опыт работы в ранней молодости в газете в Баку, рисование карикатур и плакатов, освоение техники ручного набора и верстки, оказался полезным в Москве, куда художник переехал в 1925 г. Искусство книги становится с этих пор делом его жизни. Он работает непосредственно в типографии, главным образом над обложками массовой литературы — художественной, политической, учебной. Его увлекла характерная для того времени конструктивистская идея — делать книгу, не прибегая к рисованию и гравюре, — только типографскими средствами. Изобретательно используя обычный материал наборной кассы — линейки, скобки, звездочки, буквы и математические знаки, он строил самые разнообразные композиции, не только орнаментальные, но и довольно сложные изобразительные.

Стремясь руководить вниманием и чувством читателя, художник вмешивается и в организацию текста. Поэму А. Безыменского «Комсомолия» он набрал вперебивку различными по рисунку, цвету и размеру шрифтами, создавая ощущение напора, энергичной декламации, пафоса.

В иллюстрациях фотография вытесняет «недостоверный» рисунок. «Фотография — наилучший аргумент — факт», — считал Телингатер, а ее выразительность можно усилить контрастным монтажом. 

С 1933 г. карьера Телингатера стремительно развивалась, и в 1933 году беспартийного художника назначили на должность художественного редактора Партиздата — издательства при ЦК ВКП (б). Его главные работы тех лет — специфические парадные издания, прославлявшие успехи советской власти. Решительно изменившийся стиль времени тяготел теперь к монументальности и симметрии, к дорогим материалам. Господствовала официальная эмблематика, предпочитались не наборные, а рисованные шрифты, преимущественно классического характера. 

Изобретательность художника сосредоточилась в середине тридцатых годов на использовании необычных для книги материалов, получавших в ее контексте символическое звучание. Переплет издания «Качественная сталь» был стальным, а белый плюш переплета альбома «Героическая эпопея», посвященного спасению челюскинцев, напоминал о снежных полях Арктики. 

А через четыре года работы Телингатера в этом издательстве пришел невероятный успех: на Парижской выставке искусства и техники 1937 года Партиздат наградили золотой медалью за художественное оформление книг. 

Для Телингатера этот успех был двойным, поскольку именно он был руководителем всех художественных работ издательства, а также автором демонстрировавшихся в Париже фотомонтажей к книге И. Сталина «Итоги первой пятилетки» и специально приготовленного для этой выставки издания «Конституция СССР». Переплет этой уникальной книги-памятника был украшен драгоценными камнями, а герб Советского Союза был выполнен рельефным тиснением.

В годы войны Телингатер — художник фронтовой печати. В послевоенные годы главные его работы — издания художественной литературы, книги об искусстве и архитектуре. Он часто работает с ведущими иллюстраторами тех лет — Д. Шмариновым, Е. Кибриком и другими, «встраивая» их графические циклы в ансамбль книги. Он мастер сложного декоративного ансамбля, объединяющего каждый раз по-новому текст и графику с богатым шрифтовым и декоративным оформлением. Артистическая каллиграфия, к которой он теперь нередко прибегает, необычайно динамична, отличается энергией росчерков и богатством ритма. Он создал также несколько выразительных алфавитов, декоративного или монументального характера. 

Вместе с книжной культурой своего века он прошел сложный путь поисков и художественных открытий, получивших и международное признание. Знаком этого была Гутенберговская премия (международная премия имени И. Гутенберга за выдающиеся достижения в области искусства и техники книгопечатания, а также в области книговедения, учреждена г. Лейпцигом в 1959), присужденная мастеру в 1963 г.

Создал свой особый стиль, где художественная задача решалась самыми разнообразными техническими и художественными приемами. Фотомонтаж и шрифтовая игра, использование нетрадиционных материалов, например, стальной пластины в виде барельефа И.В. Сталина в книге «Качественная сталь СССР» поставили в Телингатера в один ряд с самыми известными представителями мирового авангарда. Но во всех поисках и экспериментах Телингатер не создавал искусство ради искусства, он стремился, прежде всего, добиться совпадения идеи и формы, слияния их в нечто единое, где форма не просто отражает идею, а является выражением её.

Более 600 книг «сконструировал» Соломон Телингатер. Но это только одна из граней творчества художника, который был и графиком и плакатистом, участвовал в создании сложных конструкций агитационно-массового искусства на улицах

С книгой вы можете ознакомиться в Научной библиотеке ЗНТУ.