«Комсомолия» Телингатера / Безыменского: Шедевр конструктивизма и запрещенный бестселлер

Первая книга этого небольшого двухтомника — репринтное издание поэмы Александра Безыменского «Комсомолия» в оформлении Соломона Телингатера. Вторая — обширный комментарий к нему, собранный искусствоведом Михаилом Карасиком и филологом Андреем Россомахиным.

Если Александр Безыменский и существует в современном культурном сознании, то как фигура глубокого третьего плана — полузабытый официозный виршеплет, объект всеобщих насмешек, прототип булгаковского Ивана Безродного. Сами его стихи мало кто читал. Между тем в 1920-х Безыменский был едва ли не самым популярным советским поэтом, а написанная в 1923 году «Комсомолия» — его главным хитом.

Это удивительный и довольно нелепый текст — экстатическое признание в сыновьей любви партии и репортаж о различных сферах деятельности комсомола: от боев до пролетарского флирта и от агитации до продразверстки. Безыменский откровенно эксплуатирует приемы «Двенадцати» и поэм Маяковского, доходя до невольной пародии. Однако в аляповатых лозунгах «Комсомолии» («Из нас бы каждый сердце вынул / иль с радостью хоть где корпел, / чтоб только стать достойным сыном / огромной мамы — РКП!») есть свежесть, которая была доступна агитационной поэзии только в начале 20-х.

Текст этот оказался слишком эксцентричным для сталинского канона, поэтому с начала 30-х «Комсомолию» начали сокращать, выкидывая из нее все наиболее смелое (а также, естественно, упоминания покровительствовавшего поэту Троцкого).

Издание поэмы, созданное Соломоном Телингатером к десятилетию комсомола в 1928 году,— вероятно, самое интересное. Телингатер был столь же верным учеником старших по левому искусству (прежде всего Лисицкого и Родченко), но от Безыменского его отличало гораздо более радикальное мышление. Он превратил его поэму в авангардистский фильм, выполненный типографскими средствами. Течение текста не иллюстрируется, а разрывается фотографиями, картинками и разного рода кунштюками. Стихи обращаются то бухгалтерской ведомостью, то абстрактной графикой. Расположение стихов на странице имитирует параллельный киномонтаж. Буквы спонтанно меняют размер и цвет. Приключения шрифта заслоняют действие самой поэмы.

Телингатеровская версия «Комсомолии» будто бы иллюстрирует пропагандистские штампы о формализме. Ее виртуозность практически сводит на нет агитационную наглядность текста. Подобный саботаж, безусловно, не входил в планы самого художника — такого же страстного активиста комсомола, как и Безыменский. Напротив, он искал идеальной формы для выражения революционного горения. Вместо этого получился причудливый артефакт, увлекающий вне зависимости от интереса к забытой советской поэзии.

Издательство Европейского университета