Соломон Телингатер. Искусство дизайнера

Эти заметки о мастерстве художника Соломона Бенедиктовича Телингатера (1903, Тбилиси — 1969, Москва). В течение пятидесятилетней творческой деятельности он графически оформил несколько сотен книг, журналов, брошюр, газет; изготовил плакаты, афиши. Им написаны статьи о графическом оформлении книжной продукции, о художниках — современниках В. Степановой, Н. Ильине, В. Клемке и других, воспоминания об искусстве 20-х годов, а также книги «Искусство акцидентного набора» (в соавторстве с А. Капланом) и «Джон Хартфильд» (в соавторстве с С. Третьяковым).

Телингатер родился в 1903 году в Тифлисе (Тбилиси). В 1910 году переехал в Баку. Работал художником, техническим редактором в бакинских газетах «Молодой рабочий», «Труд», агитационной студии БакКавРоста. С 1925 года после переезда в Москву сотрудничал с издательствами «Новая Москва», «Земля и Фабрика» и другими. Служил инструктором акцидентного отделения 3-ей типографии Мосполиграфа.

Вместе с выдающимися художниками, кинематографистами, архитекторами был членом творческого объединения «Октябрь». В 1932 году участвовал в организации Московского союза советских художников, работал в его комиссии шрифта, бюро художников книги, вёл кружки по повышению квалификации художников-графиков. Был членом отечественных и международных выставочных комитетов, и жюри конкурсов художников книги. Участник многих советских и зарубежных книжных выставок, на которых его работы были отмечены медалями и дипломами за художественное оформление книг.

В годы войны — художник и технический редактор фронтовых газет. Награждён орденами и медалями.

С 1946 года сотрудничал с московскими издательствами Детгизом, «Художественная литература» и другими.

В 1963 году награждён международной премией имени И. Гутенберга.

Скончался в Москве, в 1969 году.

Художники и искусствоведы называли С. Б. Телингатера по-разному: агитатором — автором рисунков, плакатов, листовок, лозунгов для революционных праздников и фронтовых газет; художником — типографом, имея в виду конструктивистские работы, выполненные непосредственно в типографии; мастером фотомонтажа, применявшим фотографии и кадры кинохроники на обложках и в качестве иллюстраций; шрифтологом, каллиграфом, автором оригинальных шрифтов-алфавитов, шрифтовых композиций; но особенно — конструктором сложных графических ансамблей, в которых он использовал различные средства оформления в зависимости от особенностей печатной продукции.

Интерес к творчеству Телингатера сохранился: созданное им по-прежнему демонстрируется на отечественных и международных выставках наряду с работами Л. Лисицкого, А. Родченко, В. Степановой, Г. Клуциса и других выдающихся художников русского авангарда. В Москве, Лейпциге, Кельне, Париже состоялись персональные выставки Телингатера. О нём написаны книги, брошюры, статьи в журналах и сборниках, его имя упоминается в различных изданиях по искусству оформления печатной продукции.

В статье «Книга — целостный художественный организм» он писал: «Задача художника книги заключается в том, чтобы активно включиться в литературный текст и создать иллюстративно-оформительский комплекс, который визуально способствовал бы действенному, наглядному выражению авторской мысли». Исходя из этого, он выбирал средства для оформления печатной продукции, именно таким было его художественное кредо.

Рассмотрим отдельные аспекты разнообразного творчества Телингатера.
 

«Главный университет»

Читать главу



 

«Фотография — наилучший аргумент — факт»

Читать главу



 

Художник рисует шрифт

Читать главу



 

Портрет времени

Читать главу



 

Декоративные работы

Читать главу



 

В заключение отзывы о творчестве С. Б. Телингатера. Е. Коган писал: «Телингатер — мастер сложнейших книжных ансамблей. Им положено начало оформлению монументальных монографических изданий. Со свойственной ему изобретательностью он приводил в единство множество самых разнородных изобразительных и литературных материалов, используя при этом различные виды полиграфической техники».(1) Новаторским было применение необычных в полиграфии материалов для оформления такого рода изданий. Переплет книги «Качественная сталь» и портрет Сталина изготовлены из нержавеющей стали, только что освоенной отечественной промышленностью; на переплете книги «Героическая эпопея» (о ледовом походе парохода «Челюскин») — белый плюш, имитирующий снег. Писатель Лев Никулин, принимавший участие в издании «Героической эпопеи», отметил: «Когда видишь, как оформлены книги о походе, о спасении челюскинцев, чувствуешь некоторое смущение, — думаешь, что твоя работа литератора уступает по отделке и тщательности работе превосходных мастеров книги типографии «Красный пролетарий».(2)
Д. Фомин так подвел итоги творчества Телингатера: «...чаще всего мастер работал в русле уже известных традиций и видел свою задачу отнюдь не в самовыражении. Но при этом он был не пассивным копиистом, а одним из создателей полиграфического стиля своего времени. 

Вместе со старшими товарищами Л. Лисицким, А. Родченко, В. Степановой, А. Ганом и сверстниками Г. Клуцисом, С. Сенькиным, Ф. Тагировым... Телингатер увлеченно работал над внедрением в быт универсального стиля эпохи, делового и строго функционального.

Свой талант и чувство стиля он вкладывал в работу малозаметную для читателя и зрителя: монтировал композиции обложек, подбирал и самостоятельно сочинял шрифты и орнаментику, определял пропорции наборной полосы и материал переплета, размещал в пространстве книги иллюстрации других художников.

Меняя стилистику, общаясь с самыми разными оформительскими традициями, Телингатер все-таки до конца своих дней сохранил идущий от 20-х годов пафос самостоятельного построения, конструирования вещи (в данном случае — книги), противостоящий пассивному воспроизведению натуры. Его постоянно привлекала возможность овеществленного, производственного, тиражированного внедрения в быт новой эстетики. Сама эстетика менялась: от конструктивизма до «сталинского ампира», от соцреализма 50-х годов к исканиям 60-х, но пафос оставался, мастерство оттачивалось.(3)

Библиография
1. Коган Е. Телингатер — художник книги и типограф. Москва, 1965
2. Никулин Л. Работа превосходных мастеров книги. Краснопролетарец, 1934, № 54 
3. Д. Фомин. Становление мастера. Статья в книге «Соломон Телингатер. Искусство шрифта», Москва, издательство «Шрифт», 2015