«Фотография — наилучший аргумент — факт»

Впервые Телингатер разместил фотографию на афише «К предстоящим гастролям пролетарского артиста — сатирика Павла Любова» (1925 год). Юмористическую фигуру артиста с увеличенной головой вмонтировал в яркую наборную шрифтовую композицию, благодаря чему афиша стала весьма привлекательной. Вероятно, к этому времени он был знаком с искусством фотомастеров, что помогло ему выполнить для газеты «Молодой рабочий» фотомонтаж о жизни бакинских комсомольцев с агитационными надписями: «Рабочая и крестьянская молодёжь — надежда, союзник, оплот, помощник РКП», «Комсомол — смена РКП».

К гастролям пролетарского юмориста Павла Любова. Плакат. 1925

В Москве Телингатер познакомился со звучными, призывными фотоработами Л. Лисицкого, А. Родченко, Г. Клуциса и других художников. С конца двадцатых годов Телингатер активно сотрудничал с выдающимися фотографами А. Родченко, Б. Игнатовичем, М. Альпертом. Внимательно изучил работы немецкого фотографа — антифашиста Д. Хартфильда. Совместно с С. Третьяковым написал о нём книгу и оформил её.

В течение всей творческой деятельности широко использовал фотографии для графического оформления печатной продукции. Например, книг И. Хвойника «Внешнее оформление общественного быта», И. Файнгара «Современная Германия». Фотографии и фотомонтажи явились основой оформления монументальных изданий «История Гражданской войны», «Москва. Планировка и застройка», «Страна свершений и открытий».

И. Хвойник. Внешнее оформление общественного быта. Обложка книги. 1928

С большим интересом Телингатер относился к творчеству кинематографистов С. Эйзенштейна, Э. Шуб, Д. Вертова, с некоторыми из них состоял членом творческого объединения «Октябрь». Он сотрудничал с режиссёром и оператором «Совкино» при оформлении «Комсомолии». У кинематографистов он учился основам фотомонтажа. В книге «Джон Хартфильд» писал: «Кухней» фотомонтажа было в значительной мере кино. Кинематографический монтаж переосмысливал динамику факта по законам сюжета. Фотомонтаж переосмысливал статику факта».(1) Вот несколько примеров. На обложке книги «Письма Сакко и Ванцетти» — фотомонтаж, где на фоне американского флага изображены электрический стул и посмертные маски казнённых на нём. Фотомонтажи Телингатера вместе с каллиграфическими или наборными надписями присутствуют также на обложках книг «Политики врага», «Коллектор детской книги», а также стали иллюстрациями книг «Качественная сталь», «Итоги первой пятилетки».

Его наиболее известная работа с применением фотомонтажа — оформление книги И. Фейнберга «1914». Из кадров документальной кинохроники первой мировой войны, снятой Э. Шуб и другими операторами, Телингатер (художник и технический редактор) изготовил фотомонтажи, а затем вместе с автором книги расположил их так, чтобы читатель представил себе последовательность подготовки войны. Выразительны сатирические фотомонтажи с портретами политических деятелей Европы, которые дополнены обличающими их высказываниями. Страницы построены на сопоставлениях, контрастах. На одной из них — фотография мирного пейзажа Сараева и националистического значка, из которого сочится кровь. На другой — улыбающийся президент Пуанкаре на фоне показанного в разрезе кладбища жертв войны 1914 года. Ещё на одной фотографии — погрузка французских солдат и лошадей на корабль одинаковыми подъёмными кранами. Оценивая эту и другие подобные работы, Телингатер отметил: «Фотокнига есть одна из высших форм фотомонтажа. Тут он развертывается в длительный процесс, тогда как фотомонтаж — плакат, фотомонтаж — шарж, фотомонтаж — обложка рассчитаны на восприятие в «один огляд».(2)

И. Фейнберг. 1914-й. Иллюстрация. 1934

К первому съезду писателей СССР в 1937 году по материалам книги «1914» Телингатер и Фейнберг организовали выставку, экспонатами которой были увеличенные фотомонтажи. Книга превратилась в пространственное сооружение, агитационную установку и была названа в пригласительном билете «...литературно — изобразительным памфлетом на основе сочетания документального текста и фото, современных событиям 1914 года».

Во всех изданиях, где Телингатером использованы фотографии и фотомонтажи, образован видеоряд в последовательности изложения литературного материала и в соответствии с его особенностями.

Из статьи «Фотомонтаж»: «Сила этого метода заключается в том, что фотография — наилучший аргумент — факт; в том, что фотография соединена с приёмом монтажа фотографий — подтверждение основной мысли рядом фактов; в том, что приём монтажа — наиболее доступный метод из всех графических средств выражения; в том, что фото-монтаж — организованные на плоскости (плакат, книга) или в пространстве (выставочная установка) факт в сторону максимального выявления заданной цели».(3)

Фотомонтажи он применял также для оформления журналов «СССР на стройке», «Даешь», «СА», «Бригада художников». Эти работы органично сочетались с иллюстрациями других художников. Из статьи художника Д. Шмаринова: «Умно и выразительно строил Соломон Бенедиктович отдельные номера журнала «СССР на стройке», смело, политически остро и разнообразно компонуя на его страницах документальные фотографии незабываемых подвигов нашего народа... Я помню его страницы, его наборы и верстки журнала «Даешь», в котором работал и А. Дейнека. Очень интересно посмотреть страницы журнала, в котором набор заголовков, лозунгов, текста совмещен с рисунками Дейнеки: не знаешь кому принадлежит страница — Дейнеке или Телингатеру — так органично это лежит в журнале, так целостно это смотрится».(4)

Оборотная сторона обложки «СА». 1930

Необычным приёмом оформления было размещение фотограммы на обложке брошюры «В помощь металлисту». Светлые силуэты слесарных, измерительных инструментов, приспособлений, крепёжных деталей контрастно выделены на чёрном фоне. Красные полосы и надписи выглядят декоративным украшением обложки.

Многие фотомонтажи тридцатых годов Телингатер изготовлял в виде отдельных работ. Их названия соответствовали времени «выполнения и перевыполнения пятилетних планов, укрепления обороноспособности страны» — «Электрификация деревни», «Автомобили, выходящие из сборочного цеха», «Танкисты на фоне грозной техники».

Во время войны Телингатер помещал в газетах фотографии бойцов, фотомонтажи, коллажи вместе с агитационными надписями, например, «Десна за нами! Вперёд!».

Десна за нами вперед! Рисованная заставка

Фотографии в сочетании с красочными схемами застройки районов Москвы явились основным средством оформления книги «Москва. Планировка и застройка города» (1958). Рассматривая их, можно себе представить, как существенно изменилась столица за несколько послевоенных лет, насколько краше и уютнее она стала. Над книгой о Москве Телингатер работал с особой любовью. По его рисунку на переплете рельефным тиснением выдавлена схема Москвы. Отобранные им фотографии исторических памятников дополняют схемы старого города. Красочные схемы застройки Москвы, размещения общественных и промышленных зданий смонтированы вместе с фотографиями новых жилых домов, стадионов, вокзалов, учебных заведений. Название книги, заголовки статей написаны строгим шрифтом, соответствующим документальному характеру книги. За эту работу Телингатер был удостоен золотой медали на международной выставке в Лейпциге.

Библиография
1. Телингатер С., Третьяков С. Джон Хартфильд, Москва, Изогиз, 1936
2. Телингатер С. Фотомонтаж. Полиграфическое производство № 7, Москва, 1928
3. Там же
4. Шмаринов Д. Вспоминая мастера, Декоративное искусство СССР, № 12, Москва, 1973