Декоративные работы

Немало печатной продукции С. Б. Телингатер оформил с применением декоративных средств, в особенности изделий народных мастеров. С детских лет в Тифлисе он видел вокруг себя украшенные национальным орнаментом ковры, одежду, металлическую чеканку, резные деревянные украшения. Любимым нарядом Мони (так его звали в семье) была черкеска, в которой он выбегал на балкон под восторженные возгласы местных жителей. С любопытством наблюдал как его отец, известный в Грузии художник Бенедикт Рафаилович Телингатер (Бено), украшает декоративными росписями подъезды тифлисских домов, здание фуникулёра, рисует красочные плакаты, эскизы театральных костюмов, иллюстрации для сатирических журналов.

АФКУ. 1922

После переезда в Баку Моня и сам начал рисовать привлекавшее его внимание ярким цветом — корабли на море, базар. С интересом рассматривал нарядно одетую публику на бакинском бульваре, но особенно украшения базара — национальные одежды продавцов и покупателей, яркие ковры на фоне изобилия овощей и фруктов, прислушивался к музыке, исполняемой народным оркестром.

Его творческая деятельность началась под влиянием народного творчества, его отражения в искусстве Бенедикта Рафаиловича. Одни из первых работ юного художника — эскизы театральной декорации с азербайджанским орнаментом, костюмов в восточном стиле для спектаклей Рабочего клуба напоминают работы его отца.

Эскизы театральных костюмов и декорации. 1924 (?)

В двадцатые годы, осваивая профессию художника, Телингатер обратил внимание на декоративность произведений художников «Мира искусства». По его мнению, «Билибин... раскрыл особую прелесть русского народного лубка, наполненного бесчисленным количеством неожиданных… декоративных выразительных средств... Нарбут... учил нас понимать и ценить незабываемое искусство русских полиграфистов... их умение применять декоративные украшения».(1). Несомненно, их работы, а также художников русского авангарда Лисицкого, Купреянова, Соколова повляли на творчество Телингатера. Примеры тому — плакаты с ярко расцвеченными надписями: «Долой фашизм! Да здравствует КИМ!», «Все на выборы Баксовета!», реклама «Подписывайтесь на газету «Бакинский рабочий!», обложка книги «5 лет АСПС» с оригинальным «промышленным» орнаментом. Все эти красочные агитационные работы с необычным расположением строчек — призывов привлекали внимание.

В 1920 году он поступил в типографию газеты «Молодой рабочий», в которой научился использовать типографский материал для графического (в том числе — декоративного) оформления печатной продукции, благодаря чему впоследствии стал художником-типографом, полиграфическим конструктивистом.

Молодой рабочий. Газета. 1923

После переезда в Москву Телингатер продолжал использовать народный орнамент и другие декоративные украшения (например, на обложках книг «Индия в цепях», «Ухабы»), однако, обладая профессиональными навыками полиграфиста, стал применять также наборный материал, например, для оформления обложек книг «Растрата», «Именинница», «Автомобиль и дороги». Искусствовед Ю. Герчук отметил в работах Телингатера: «... несколько очень эффектных опытов чисто орнаментального «коврового» набора с использованием контрастных цветов... Художник артистически разнообразит и обостряет ритмы орнамента, чтобы однородный жёсткий «механический» материал обретал живую подвижность... Косые сеточки из цветных линеек, заключённые в рамку, украшенную обычными скобками, очень близко подходят к... типу декоративной рисованной обложки в духе младших мирискуссников... А сложные пересечения сдвинутых прямоугольных плоскостей, цветных или офактуренных густой штриховкой линейками, дают, напротив, образец лаконичного и строгого конструктивного стиля».(2)

Своеобразной декоративностью отличается графический ансамбль Телингатера — оформление поэмы А. Безыменского «Комсомолия». Конструируя каждую страницу, выделяя отдельные места поэмы красным цветом, оригинально, в соответствии с интонацией текста располагая строчки, подбирая фотографии и кинокадры характерных эпизодов из жизни комсомольцев, он подчёркивал наиболее существенные идеи поэмы средствами типографского материала и выразительным видеорядом. Художнику удалось создать графический ансамбль в стиле полиграфического конструктивизма. В оформлении «Комсомолии» яркими, выразительными средствами он отразил жизнь и деятельность поколения комсомольцев двадцатых годов.

Александр Безыменский. Комсомолия. 1928

По — иному выглядит декоративное оформление сборника юмористических стихотворений «Слово предоставляется Кирсанову» в стиле эпатажной поэзии «последнего футуриста». На обложке — коллаж, праздничный вид которому придают подчёркнутые красными полосками на жёлтом фоне названия стихотворений поэта, расположенные вокруг его изображения в виде юмористической фотографии и рисунка. Позже, в 1962 году по просьбе поэта Телингатер оформил его книгу лирики, поместив на обложке декоративную композицию из разноцветных полосок.

В 1954 году Телингатер получил заказы на оформление нескольких пригласительных билетов, программ концертов, проспектов выставок. А Всесоюзное кооперативное издательство поручило ему оформление книг «Русские художественные лаки», «Русская вышивка и кружева», «Ювелирные изделия артелей промысловой кооперации РСФСР» и др. Телингатер, всегда с большим интересом и уважением относившийся к творчеству народных мастеров, с увлечением выполнил эту работу.

Он старался не пропускать выставки народного творчества. Подолгу ходил от одного стенда к другому, зарисовывал в блокнот наиболее понравившиеся экспонаты, которые воспроизводил в книгах «Перо Жар-птицы» о русских народных промыслах, «Русские самоцветы» о ювелирных украшениях, «Художественные изделия из кости, камня и дерева». На переплётах и внутри многих поэтических сборников художник поместил орнаменты — русский на «Избранных стихотворениях» Н. Некрасова, украинский на «Кобзаре» Т. Шевченко, белорусский на книгах Я. Коласа и Я. Купала, отметив народный характер поэзии классиков литературы.

Ю. Овсянников. Перо жар-птицы. Суперобложка. 1961

Декоративные элементы использованы им также для оформления книг классической прозы: Эсхила «Прикованный Прометей», Шарля де Костера «Легенда об Уленшпигеле». В книге Г. Успенского «Нравы Растеряевой улицы» нарисованные с натуры изделия народных мастеров — гнутые металлические кронштейны крылец, резные наличники окон, народные игрушки выразительно характеризуют быт обитателей улицы. По мнению художника Е. Когана: «Здесь всё хорошо: формат и чёрный переплёт с тиснённым золотом цеховым знаком; и на спусках двухкрасочные иллюстрации, сопровождённые рисованными заголовками и остроумными изобретательными ремарками; и многочисленные вкрапленные в текст рисунки; и наконец макет издания, собравший всё в красивую книгу».(3)

В конце пятидесятых годов художник посетил Баку — город своей юности. Долго бродил по узким улочкам старой крепости, рассматривал архитектуру зданий, национальные наряды бакинцев. А вернувшись в Москву, выполнил серию линогравюр с видами старинных домов и портретами бакинских женщин в платках с национальными орнаментами.

Одна из последних работ Телингатера — оформление книги Ю. Алескерова «Самарканд», на шмуцтитуле которой воспроизведен узбекский национальный орнамент, а внутри книги фотографии изделий народных мастеров, зданий с разнообразными декоративными украшениями. В конце шестидесятых годов зрение художника ослабло настолько, что он уже не мог рисовать. Поэтому орнамент Телингатер вырезал бритвой.

Самарканд. Путеводитель. Титульный разворот. 1970

Среди многих шрифтов — алфавитов Телингатера выделяются несколько оригинальных, ярко расцвеченных декоративных композиций, предназначенных для лозунгов, афиш, пригласительных билетов, поздравительных открыток.

Интересную мысль высказал Телингатер об использовании орнаментов не только для оформления печатной продукции. Из его письма дочери: «На основе этих народных орнаментов высококультурный талантливый художник, любящий декоративное творчество, может создать замечательные новые образцы орнамента, использовать их, творчески переработать и применить часто в самых неожиданных областях. Это очень интересный путь. Возьми, например, архитектуру. Простая полоска с полотенца может превратиться в чудесный барельефный орнамент — фриз на фоне гладкой стены современной архитектуры. Этот орнамент, не раскрашенный гранями, уходящими вглубь стены или выступающий над плоскостью стены, чудесно играл бы в светотени, особенно при солнечном освещении. Или, например, если взять кирпич цвета терракоты и кремовый кирпич и выложить из них стену по орнаменту этой же полоски с полотенца. Я ничего нового не предлагаю. Пример такой кладки ты можешь видеть на палаццо ди Домже (дворец дожей в Венеции), на классическом памятнике архитектурного зодчества. Там этот приём составляет одну из характерных особенностей замысла гениального художника — архитектора. Делают это изумительно и мексиканцы (см. храм ацтеков). Делают это замечательно народные архитекторы в Азербайджане (напр., башни из кирпича)».

С. Б. Телингатер выполнил множество декоративных работ, причём элементы народного творчества естественно сочетал с элементами конструктивистского оформления — наборными композициями, фотомонтажём и другими средствами.

Библиография
1. С. Телингатер. «Воспоминания о 20-х годах...» в сборнике «Комсомолия Телингатера/Безыменского.» Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге. 2018
2. Ю. Герчук. Наборная графика 1920-х — начала 1930-х годов. В сборнике «Книга. Исследования и материалы» Москва, 1999, № 77
3. Е. Коган. Телингатер — художник книги и типограф, — Советский художник, 1965