Публицистика Соломона Телингатера

В течение почти пятидесятилетней творческой деятельности художник — график Соломон Бенедиктович Телингатер (1903 — 1969) оформил более 600 книг, журналов, газет и другой печатной продукции. Автор оригинальных шрифтов, фотомонтажей, рисунков. акварелей, линогравюр. Удостоен международной премии имени Гутенберга. Его творческая деятельность ярко отражена в многочисленных публикациях: книгах «Искусство акцидентного набора» ( в соавторстве с Л.Капланом) и «Джон Хартфильд» (в соавторстве с С.Третьяковым), а также в 88 статьях, из которых напечатаны 67. Публицистика была неотъемлемой частью его работы. Активный общественник с юных лет — он живо откликался в печати на события художественной жизни Москвы: выставки и конкурсы художников — графиков, творческие дискусии. Немало написал о способах и средствах оформления печатной продукции. В одной из первых статей —  «Новое полиграфическое искусство в СССР» сформулировал принципы работы художника — оформителя: «Классовая направленность и целесообразность; высокая передача — выразительность; активная борьба против консерватизма...»1. В 1928 году его пригласили в редколлегию журнала «Полиграфическое производство», тематика которого (технология печати, оформление печатной продукции и др.) была ему близка, поскольку он работал инструктором — полиграфистом I Образцовой типографии. В течение всей творческой деятельности Телингатер активно сотрудничал с редакциями газет «Молодой рабочий», «Труд», журналов «Даёшь», «Художник», «Искусство», «Декоративное искусство» и других — оформлял их издания, был выпускающим и техническим редактором, неоднократно публиковал в некоторых из них свои статьи. Состоял членом редколлегий книжных издательств «Новая Москва», «Партиздат», «Военгиз». Тематика его публикаций весьма разнообразна. 

1. Полемические статьи: «Займите своё место», «О «художественной образности шрифта», «Серость как принцип?» и другие. В первой из них Телингатер отстаивал право художника использовать типографский материал для оформления печатной продукции: «Типографский материал для любящего книгу и свое ремесло типографа, — плоть от плоти, кровь от крови самого текста книги. И ежели честно сказать — вряд ли что-нибудь его заменит.»2  При этом резко возразил консерваторам: «Дорогие товарищи! Желаете ходить в «лаптях»? — Будьте настолько любезны!»2 Эта статья характерна для творческой обстановки Москвы 20-х годов. Из его «Воспоминаний...»: «Шли неустанные поиски новых, созвучных революционному времени форм в литературе, в театре, в музыке, в изоискусстве... В разных помещениях Москвы открывались выставки изобразительного искусства, на которых экспонировались работы, вызывавшие ожесточённые дискуссии.»3

Художник убедительно доказал эффективность применения типографского материала при конструировании шрифтовых композиций ( «Слово предоставляется Кирсанову», «Комсомолия»), изображений из элементов набора на обложках книг А.Белого «Крещёный китаец», «Москва под ударом», чем заслужил восторженный отзыв автора. Он отметил в «Воспоминаниях...»: «... творческой палитрой художников книги — конструктивистов не декларативно, а на деле стали производственные типографские средства. Художники осуществляли с помощью этих материалов эстетические построения и сами участвовали в производственном воплощении своих творческих замыслов.»3

В статье «О «художественной образности шрифта» Телингатер возразил искусствоведу В.Н.Ляхову, утверждавшему, что «...нельзя говорить о шрифте как о художественном образе».4 Художник считал: «Метод создания, возникновения художественного образа в рисунке шрифта подтверждён общим законом творческой деятельности художника».Достаточно познакомиться с оформлением книг «Житие протопопа Аввакума...», «Героические былины», журналов «Даёшь», «Полиграфическое производство», чтобы убедиться в правоте его слов. 

2. Статьи о средствах оформления печатной продукции: «Фотомонтаж», «Беседа о шрифтах», «Искусство оформления книги», «О пробелах между буквами в статьях и строках» и другие. О этом же книга «Искусство акцидентного набора». 

Из статьи «Фотомонтаж»: «Работа по оформлению фотомонтажа состоит из тесно переплетенных между собой моментов: отыскания наиболее выразительной (по отношению к основному заданию) обработки фотографии, вмонтирования ее в другую фотографию или в группу фотографий и соединения этих групп или одиночных фотографий в единое целое, организованное, схематическое расположение на листе в порядке, выражающем основную заданную идею.»6 Телингатер подробно описал приёмы конструирования фотомонтажей. Он выполнил множество отдельных фотомонтажей, а также использовал их в виде иллюстраций для книг И.Фейнберга «1914», «Автозавод им. Сталина». 

Статья «Беседа о шрифтах», как и предыдущая, представляет собой методическое пособие для студентов художественных вузов и начинающих художников. Телингатер указал: «Культурно, грамотно написанный шрифт...является показателем глубины профессиональной культуры и мастерства, вкуса художника — оформителя...»7 Он подробно разобрал характерные ошибки художников в изображении надписей, на примерах работ В.Лазурского, Г.Цапфа пояснил как следует правильно писать буквы и фразы. Вероятно, использовал эти и подобные статьи, а также книгу «Искусство акцидентного набора» для преподавания в Полиграфическом институте.

Обладая профессиональными навыками художника — полиграфиста, применял различные средства, создавая сложные графические ансамбли: оформление книг А.Безыменского «Комсомолия», И.Фейнберга «1914», Г.Успенского «Нравы Растеряевой улицы», конкурсной работы «Сонет № 5 Шекспира». 

3. Статьи — мемуары. «Оформление книги в 20-х годах», «Воспоминания о войне» и другие. 

В первой статье рассказал о влиянии творчества мастеров книжной графики двадцатых годов прошлого века на работу молодых оформителей печатной продукции, подчёркнув, что именно двадцатые годы «...решили мою творческую биографию».8 Художник адресовал написанное «к тем, кто в последние годы так активно и талантливо проявляет себя в любимом нами виде искусства»,отметив приемственность традиций искусства. Обозначил основные истоки творчества: искусство рисунка художников «Мира искусства», русского авангарда, и особенно — агитационных рисунков В.Маяковского; мастерство работы с типографским материалом Л.Лисицкого, К.Зданевича, А.Кручёных; творчество народных мастеров, декоративные работы Д.Билибина, Чехонина; мастерство художников шрифта, каллиграфов, искусство фотографов и кинематографистов А.Родченко, Г.Клуциса, С.Эйзенштейна, Э.Шуб. 

«Воспоминания о войне» содержат рассказы о его работе художника и технического редактора фронтовых газет, о замечательных тружениках тыла, которые в разрушенной типографии пытались собрать машину для выпуска печатной продукции. В газетах вместе с заметками об отличившихся красноармейцах помещал их портреты, вместе с едкими комментариями — карикатуры на фашистов, специально подготовленным шрифтом писал заготовки газетных полос, статей, заметок. 

4. Статьи о художниках — графиках В.Степановой, Н.Ильине, В.Клемке и других, а также книга «Джон Хартфильд».

О В.Степановой : «...характерной чертой её творчества является твёрдая, убеждённая новаторская линия. В композициях и монтаже издания она всегда ищет разрешения наиболее трудной задачи и ассиметрической композиции.»10 И о В.Клемке: «Он — человек живого и общительного характера, энергичный и необычайно плодотворный. Область графики, в которой он себя проявляет, необычайно широка — книги, периодика, плакат, учебник, календарь, бытовая графика и многое другое. Его живой талант часто обращает на себя внимание различными остроумными находками.»11 Телингатер с большим вниманием и уважением относился к творчеству коллег, постоянно обменивался опытом работы на выставках, симпозиумах, заседаниях графической секции Союза художников, многому учился у них. Вместе с Л.Лисицким, А.Дейнекой, Кукрыниксами, Е.Кибриком и другими оформил многие книги и журналы. Художники и искусствоведы Е.Коган, В.Лазурский, Ю.Герчук, Ю.Молок и другие в различных публикациях тепло отзывались о творчестве Телингатера.

5. Статьи о выставках отечественных и зарубежных художников. «Вторая выставка шрифтов и орнаментов», «На выставке «Молодые художники печати», «Выставка книжного искусство ГДР» и другие. В них подробно описаны наиболее интересные экспонаты выставок, отмечены тенденции в развитии полиграфического искусства, даны рекомендации по улучшению качества оформления печатной продукции. Из статьи «Лейпциг, уроки и споры»: «Первое, что бросалось в глаза при знакомстве с зарубежными изданиями, — высокая культура внешнего оформления книг, в том числе массовых, выражающаяся в большом внимании к «мелочам», которые мы часто игнорируем, а из них собственно и складывается такое понятие, как культура оформления книги».11 Телингатер активно участвовал в работе выставочных комитетов и жюри выставок и конкурсов художников печатной продукции. 

Прошло около полувека после кончины Телингатера. Интерес к его творчеству сохранился: созданное художником по-прежнему демонстрируют на отечественных и международных выставках ( всего их было около 65, в том числе — 10 персональных). Публикуются книги и статьи о его творчестве, а также статьи Телингатера. 

Библиография статей С.Б.Телингатера
1. Новое полиграфическое искусство в СССР, — Бригада художников, 1931, № 4
2. Займите своё место! — Полиграфическое производство, 1927, № 6
3. Оформление книги в 20-х годах. Не издано
4. О «художественной образности шрифта». Полемика с В.Н.Ляховым. (Не издано) 
5. Там же
6. Фотомонтаж — Полиграфическое производство, 1928, № 7
7. Беседа о шрифтах, — Художник, 1962, № 2-4 
8. См. п.3
9. Там же
10. Варвара Степанова, — Полиграфическое производство, 1946, № 3-4
11. О Вернере Клемке. Не издано
11. Лейпциг. Уроки и споры, — Творчество, 1965, № 11