Коллеги о Телингатере

Из выступлений на творческом вечере С.Б.Телингатера 23 октября 1963 года

Н.Волков, искусствовед: «...все три вида искусства — изобразительное, оформительское и искусство знака — объединены в книге...Это единство заставляет приветствовать его и назвать крупным мастером советской книги.» 

Д.Шмаринов, художник: «Соломон Бенедиктович... старается в жизни увидеть самое главное...старается откликаться на то, что лежит вне диапазона его дарования. Он на редкость объективный, может оценивать тех, кто работает рядом.» 

Е.Коган, художник: «Когда смотришь на книги Соломона Бенедиктовича, которые аранжированы всеми могучими средствами полиграфии и приведены в одно целое, начинаешь понимать: то, что делает Соломон Бенедиктович — это большая полиграфическая симфония.» 

В.Горяев, художник: «...иногда делается стыдно за недоделанную работу, когда она попадает к Телингатеру, стыдно больше, чем перед художественным советом...и садишься и делаешь ещё.» 

В.Ляхов, искусствовед: «Если прочитать эту книжку („Комсомолию“ — В.Т.), как задумал художник, то значение стиха, вложенного в него, возрастает во много раз»

Т.Вебер, редактор: «Иногда в работах, которые приносит Соломон Бенедиктович, бывают у нас сомнения, замечания. Но когда мы видим их в полиграфическом исполнении, каждый раз мы чувствуем — насколько он был прав.»

С.Семёнов, полиграфист: «...в нём имеется очень полное сочетание хорошего художника книги, оформителя и хорошего полиграфиста — наборщика...наборщика — акцидента, который понимает как использовать полиграфическую технику.» 

И.Фейнберг, писатель: «...он поражает как замечательный иллюстратор, как полиграфист, как знаток шрифта, он является настоящим мастером ансамбля...он не только понимает автора, это полдела, он учит авторов пластическому пониманию дела.» 

Лифшиц, издатель: «...каждая книга, которая выходит в издательстве, („Советская Россия“ — В.Т.) является хорошей учёбой, настоящим проникновением в понимание оформления книги.» 

 

 

Из выступлений на творческом вечере С.Б.Телингатера 16 сентября 1975 года 

Д.Шмаринов, художник: «Он никогда не отгораживал себя от жизни, которой мы жили, которой он жил сам до последней своей минуты, это был человек, который работал со всеми вместе, он был коллегиальным.» 

А.Сидоров, искусствовед: «...не было более добросовестного и сосредоточенного, более ответственно относящегося ко всему, что он делал.Совершенно поражает в Телингатере ощущение классики. Его шрифт, его оформление, хотя бы сонет Шекспира...это та классика, которая заставляет его ставить рядом с классикой Ж.Баттона. В лице Соломона Бенедиктовича мы имели поразительный пример слияния историка искусства, художника современности, искателя нового, поражающего нас открытиями и изобретениями.» 

Д.Бисти, художник: «Он был ...рабочим человеком, он брался за всё...он делал роскошные книги, он делал пригласительные билеты и т.д.»

Т.Вебер, редактор: «Он всех нас многому учил, причём учил не назойливо, а мягко, указывая пути, по которым следует идти. Он был настоящим конструктором книги.» 

И.Фейнберг, писатель: «...немцы, работающие в типографии, его прозвали „майором, который понимает“. Главные качества его: талант, интуиция, мастерство.»

Н.Седельников, художник: «Телингатер был человеком потрясающей работоспособности...работал он преданно и добросовестно.»

М.Жуков, художник: «Это был художник, который работал на всех этапах развития искусства книги, на всех этапах развития нашей страны.»

Хмелевская: «...об одной важной черте его...это любовь ...и какая-то необыкновенная верность традициям, которые он ... воспевал, которые питали его жизнедеятельность.»

П.Г.Беккер: «...он становился центром, он и с автором работал, и с художественным редактором, и с техническим. Он всё понимал, всё знал, что нужно для книги. Он только не успевал сделать всего, что хотел...»